Существенные условия договора перевозки груза

ОСАГО

Стороны соглашения

Для определения договорных отношений каждая сторона обозначает свои условия и обязательства.

В составлении договора участвуют две стороны:

  1. Перевозчик. Принимает на себя обязательства по доставке груза или иных материальных ценностей с последующей их передачей получателю.
  2. Отправитель. Принимает на себя обязательства, связанные со своевременной оплатой доставки с учетом действующих тарифов.

Стороны оговаривают и другие возможные ситуации, включая порядок оплаты, форс-мажор, которые могут стать предметом спора при несоблюдении отдельных пунктов договора перевозки.

Договор на перевозку груза (образец)

Транспортировка груза должна быть произведена на основании договора перевозки груза (п. 1 ст. 784 ч. 2 Гражданского кодекса РФ).

В зависимости от типа выбранного для осуществления перевозки транспорта (автомобильный, авиационный, железнодорожный, морской и т. д.) общие условия предоставления такой услуги, а также особенности содержания и оформления договора регламентируются специальными транспортными уставами и кодексами, законами и правилами (п. 2 с. 784 ГК РФ).

Субъектами договора перевозки груза выступают:

  • перевозчик – несет обязательство доставить вверенные ему вещи или материальные ценности в назначенное место и передать их управомоченному лицу;
  • отправитель – обязуется своевременно оплатить заказанное перемещение груза (п. 1 ст. 785 ГК РФ).  

Если груз перевозит коммерческая организация, обязанная на основании норм действующего законодательства производить транспортировку груза по обращению всякого гражданина или юрлица, то такое перемещение груза считается перевозкой транспортом общего пользования, который является публичным (п.п. 1, 2 ст. 789 ГК РФ).

Договор перевозки грузов является возмездным, что следует из его определения, содержащегося в п. 1 ст. 785 закона ГК РФ. Также уставы отдельных видов транспорта включают условия о необходимости со стороны перевозчика предоставить для ознакомления грузоотправителю по требованию последнего тарифы на осуществляемые услуги (например, п. 22 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок…», утв. приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82).

Условия сделки

Пунктом 2 ст. 785 ГК РФ закреплено, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Письменная форма договора о перевозке определяется обязанностью перевозчика составить и выдать грузоотправителю соответствующий документ о принятии груза к перевозке.

Таким документом может быть транспортная накладная, коносамент или иной документ, предусмотренный транспортным уставом или кодексом.

Согласно указаниям по применению и заполнению форм по учету работ на автомобильном транспорте, утвержденным постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. № 78 (далее – Постановление № 78), товарно-транспортная накладная (форма 1-Т) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

О важности наличия транспортной накладной свидетельствует судебная практика.

1. ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 26.09.2006 г. № А82-2470/2006-22 отказал в удовлетворении требования истца о взыскании с перевозчика убытков в виде упущенной выгоды, возникших в результате неисполнения последним договора перевозки. При этом суд отметил, что в силу статьи 25 УЖТ транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза, а истец не представил доказательств заключения между сторонами договора перевозки (транспортной накладной, квитанции о приемке груза), как и внесения заявителем платежей за перевозку груза.

2. ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 03.04.2006 г. № А78-9656/05-С1-23/282-Ф02-1261/06-С2 удовлетворил иск о взыскании с ответчика задолженности за поставленную продукцию. При этом суд отметил, что в силу статьи 25 УЖТ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику составленную транспортом транспортную железнодорожную накладную. Следовательно, ссылка ответчика, являющегося в спорном правоотношении перевозчиком и грузополучателем, о необходимости подтверждения факта получения продукции путем представления грузоотправителю транспортной накладной являются несостоятельными, т.к. оригинал указанной накладной со штампом о получении груза в силу УЖТ находится у него.

Коносаментом признается документ, выдаваемый в морской перевозке и удостоверяющий как факт передачи груза, так и право собственности на данный груз грузоотправителя. Это традиционный документ, опосредующий морскую перевозку.

Коносамент — ценная бумага (статья 143 ГК РФ). На основании коносамента можно осуществлять распоряжение грузом, находящимся в перевозке.

Среди существенных условий договора выделяются такие позиции:

  • предмет договора;
  • особенности и количество перевозимого груза;
  • время действия договора и сроки перевозки груза;
  • пункты – начальный и конечный – при перевозке;
  • грузополучатель и его отправитель;
  • размер оплаты.

При необходимости включают дополнительные позиции, которые будут связаны с особенностями законодательства в отдельной сфере транспорта.

Составляемый договор будет иметь типовую форму, но содержание такого документа разнится в зависимости от таких параметров:

  1. Правовой статус сторон. Так заказчиком может выступать как физическое лицо, так и ИП или юридическое лицо. Исполнители также разделяются на группы: ИП или юрлица.
  2. Характер перевозок. Регулярные перевозки отличаются по многим позициям договора по сравнению с разовой доставкой груза.
  3. Погрузка и выгрузка. Общая стоимость выполнения работ будет отличаться при самостоятельной работе перевозчика по всем этапам.
  4. Порядок расчетов. Определяются как стоимость перевозки, так и порядок, и способы расчетов.
  5. Ответственность по договору. Все пункты могут располагаться сразу в тексте договора или оговариваться со ссылкой на действующие законы и другие документы.
  6. Порядок разрешения споров. В раздел включаются все нюансы, начиная от порядка уведомления стороны, до места разрешения споров.

Отдельно указывается на коммерческий характер перевозки, что позволяет определиться с местом и уровнем суда по разрешению ситуации. Дополнительно на каждом экземпляре договора отражаются реквизиты сторон.

Типовой договор будет различаться с учетом используемого вида транспорта и отдельный действующих законодательных норм.

В сфере грузовых перевозок по автомобильным дорогам действуют следующие нормативные документы:

  1. «Устав автомобильного транспорта…», имеющий статус Федерального закона (№259 от 08.11.2007 г.).
  2. Правила перевозок пассажиров и багажа, постановление Правительства РФ (№112 от 14.02.2009 г.).

На основании отмеченных документов утверждается основной документ – транспортная накладная, что подтверждает заключенный договор, как вступивший в силу. Эта норма соответствует статье 785 ГК РФ.

При осуществлении перевозок по ЖД следует руководствоваться следующими документами:

  1. «Устав железнодорожного транспорта РФ». На уровне Федерального закона принят 10.01.2003 (ФЗ №18).
  2. «Правила перевозок пассажиров, грузов и багажа…». Документ принят на основании Постановления правительства №111 (от 02.03.2005 г.).

Уставом и правилами также устанавливается форма транспортной накладной, как основного сопровождающего документа.

В случае использования водного транспорта, в том числе и морского, руководствуются следующими базовыми документами:

  1. При морских перевозках: Кодекс торгового мореплавания, имеющий статус Федерального закона (№81 от 30.04.1999 г.).
  2. При речных перевозках и по озерам: Кодекс внутреннего водного транспорта (№24 от 07.03.2001 г.).
Еще по теме  Проверка полиса ОСАГО Сургутнефтегаз

Измененная терминология для водных видов транспорта предполагает оформление накладной или коносамента (для речного транспорта), а при перевозках морским путем оформляются чартер или коносамент. Образцы документов и правильность их оформления определены приведенными уставами.

При составлении договора следует учитывать возможность фрахтовать как все судно, так и его часть. Коносамент не предполагает выдвижение строгих условий.

Форма договора перевозки грузов и порядок его заключения

Заключаемый документ между сторонами имеет типовую форму с учетом профильных нормативных документов и содержит обязательные разделы:

  1. Предмет договора. Оговариваются ключевые условия, без которых документ не может вступить в силу – конкретные действия каждой из сторон (отправитель, перевозчик, получатель – указывается наименование организации) на всем пути следования груза.
  2. Обязанности сторон. Для каждой из сторон указываются разные позиции. К примеру, для перевозчика это будут тип и количество транспортных средств, сроки их предоставления под загрузку, временные рамки доставки груза.
  3. Ответственность сторон. Оговаривается дополнительная ответственность, которая добавляется к уже определенным законодательством мерам, в случае если нарушение касается сроков перевозки, оплаты и других обстоятельств. Дополнительно подчеркиваются обстоятельства непреодолимой силы, к примеру, природные катаклизмы, которые не повлекут ответственности и позволят продлить срок исполнения договорных обязательств.

Дополнительно оговаривается:

  • порядок оплаты услуг;
  • начало вступления договора в силу;
  • указываются реквизиты сторон.

Договор не сложно подготовить, используя типовую форму, путем внесения индивидуальных условий.

При заключении договора следует учитывать общую установившуюся практику:

  1. Подача заявки. Перевозчик в течение 3 дней с подачи заявки обязан уведомить о ее приемке или объяснить причину при отказе. При приемке заявки предоставляется прейскурант с ценами перевозок или другой документ, формирующий стоимость услуги.
  2. Начало действия договора. Условием старта действия составленного договора является факт передачи груза от отправителя к перевозчику, а в случае экспедиции – под надзор экспедиционной компании.
  3. Исполнение договора. Принятие к исполнению договора предполагает некоторые дополнительные действия при его исполнении. Так, уведомление о прибытии груза грузополучателю производится обычно в течение 12 часов при прибытии транспорта.

Следует оговорить, за чей счет будут производиться такие уведомления. В противном случае стоимость простоев транспорта или другие затраты способны превысить стоимость разового уведомления.

Право на предъявление претензий предоставляется не только отправителю, но и другим сторонам-участникам в транспортировке грузов.

Такими случаями признаются обязанности, отмеченные в договоре и относящиеся к сторонам:

  1. Отправителю. В случае не предоставления в оговоренные сроки груза под загрузку, несвоевременной оплате.
  2. Перевозчику. При не предоставлении транспорта под загрузку, частичной или полной утрате груза, его порчи, не соблюдении сроков доставки.

Получатель также имеет право на подачу иска в случае срыва сроков поставки и порчи груза (полной или частичной). Порядок подачи претензий на возмещение ущерба в общем виде определены Конвенцией о международной перевозке грузов. Составляется претензия в письменном виде с приложением необходимых документов.

При этом срок подачи претензии в общих случаях составляет 30 дней:

  • при очевидной порче заявление подается в тот же день;
  • при более позднем обнаружении – в течение 7 дней;
  • при задержке доставки груза – через 21 день.

В претензии отражаются следующие позиции:

  • краткое обоснование претензии;
  • сумма претензий с документальным обоснованием;
  • адрес заявителя для предоставления ответа;
  • реквизиты стороны заявителя и дата составления.

Перевозчик должен обязательно дать ответ на претензию даже в случае отрицательного решения. Только после ответа податель претензии имеет возможность обратиться в судебную инстанцию при отказе в добровольном порядке возмещения вреда.

Таким образом, составления договора на перевозку груза закрепляет отношения между отправителем, перевозчиком и получателем. В дальнейшем документально оформленные отношения позволяют урегулировать возможные споры и удовлетворить материальные претензии.

Договор перевозки груза признается реальным, т. к. фактически он может считаться заключенным в момент принятия к исполнению перевозчиком заказа или заявки от отправителя (например, п. 6 «Правил перевозок груза автотранспортом», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).

Факт заключения договора перевозки груза удостоверяется выдачей транспортной накладной или иной документации в соответствии с транспортным законодательством (п. 2 ст. 785 закона № 14-ФЗ).

Транспортными уставами или кодексами может быть регламентирована выдача таких документов:

  • для железнодорожных доставок грузов – транспортная железнодорожная накладная (ст. 2 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 № 18-ФЗ);
  • для автомобильных перевозок – транспортная накладная (п. 1 ст. 8 ФЗ «Устав автотранспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ);
  • для речной перевозки – транспортная накладная или коносамент (п. 2 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ);
  • для морской перевозки – чартер, коносамент или иные документы, установленные законодательством (п. 2 ст. 117 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ);
  • для воздушной перевозки – грузовая или почтовая накладная (ст. 105 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ).

Оформление и содержание указанных документов определено соответствующими транспортными уставами или кодексами.

Существенные условия

На основе анализа положений гражданского и транспортного законодательства, а также существующей судебной практики к существенным условиям договора перевозки груза можно отнести следующие:

  1. Предмет договора. Включение данного пункта в содержание любого соглашения регламентировано ст. 432 ГК РФ. Предметом договора перевозки груза является оказание транспортных услуг по доставке в указанный пункт вверенных одной стороне (перевозчику) грузов с последующей их передачей конкретному лицу, имеющему полномочия на получение таких грузов. Вторая сторона (грузоотправитель) обязуется произвести оплату такой услуги (п. 1 ст. 785 закона № 14-ФЗ). Предмет договора не будет считаться установленным, а сам договор перевозки груза – заключенным, без указания:
  • характеристик груза (наименование, количество, вес, размер, объем, параметры упаковки/тары и т. д.);
  • даты и времени отправления и доставки грузов;
  • пунктов отправления и назначения (например, решение АС Кемеровской обл. по делу от 04.12.2009 № А27-16638/ 2009).
  1. Срок перевозки.
  2. Сумма провозной платы.
  3. Порядок и условия произведения расчетов между сторонами (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2008 № Ф04-4550/2008 [8671-А70-9]) и т. д.
Еще по теме  Выплаты по ОСАГО при ДТП

Судебная практика не имеет общего мнения относительно включения в договор в качестве существенных условий сведений, перечисленных в пп. 2–4 приведённого выше списка.

Например, часть судей считает, что неоговоренные соглашением параметры могут быть установлены с учетом положений законодательства (например, срок доставки грузов автотранспортом – в соответствии с п. 63 Правил перевозок грузов автотранспортом).

Судебная практика исходит из того, что предмет договора перевозки считается согласованным при наличии в договоре условий о виде груза, его весе, объеме и условиях его перевозки (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 07.02.2007 г. № А11-5594/2006-К1-2/250 (Определением ВАС РФ от 24.05.2007 г. № 5572/07 признал позицию суда правомерной), ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.08.2008 г. № А10-4310/07-Ф02-2077/08).

ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 07.02.2007 г. № А11-5594/2006-К1-2/250 указал на незаключенность договора перевозки вследствие отсутствия соглашения о предмете перевозки (не указаны конкретно ни вид груза, ни вес, ни объем, ни условия перевозки). ВАС РФ в Определении от 24.05.2007 г. № 5572/07 указал на обоснованность данной позиции.

Данные выводы также отражены в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.08.2008 г. № А10-4310/07-Ф02-2077/08.

Таким образом, условия договора перевозки о предмете перевозки (вид груза, вес, его объем) являются существенными, при их отсутствии договор является незаключенным.

Суды исходят из того, что условие о количестве товара является существенным для договора перевозки груза (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.01.2007 г. № А69-1076/06-Ф02-7385/06, ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2008 г. № Ф04-4550/2008(8671-А70-9), Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2009 г. № А11-4929/2008-К2-22/259, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2006 г. № А56-12278/2005).

Косвенным образом данную позицию подтверждают суды, которые указывают на необходимость включения в договор условия об объеме перевозимого груза (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 07.02.2007 г. № А11-5594/2006-К1-2/250, ФАС Восточно­Сибирского округа от 15.08.2008 г. № А10-4310/07-Ф02-2077/08, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009 г. № 17АП-1909/2009-ГК).

Исходя из изложенного, условие договора перевозки груза о количестве перевозимого груза является существенным для данного вида договора, при отсутствии которого договор может быть признан незаключенным на основании п. 1 ст. 432 ГК РФ.

Согласно ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок.

ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 10.07.2007 г., 03.07.2007 г. № Ф03-А73/07-1/2200 указал, что срок доставки груза является существенным условием договора перевозки.

ФАС Московского округа занял аналогичную позицию, указав в постановлении от 07.09.2009 г. № КГ-А40/8429-09, что одним из существенных условий перевозки является срок доставки груза. ВАС РФ в Определении от 09.12.2009 г. № ВАС-16088/09 не нашел оснований для передачи дела в Президиум ВАС РФ.

Как следует из изложенного, срок доставки груза следует рассмат­ривать как существенное условие договора перевозки груза.

Пунктом 1 ст. 790 ГК РФ установлено, что за перевозку грузов взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Плата за перевозку грузов транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 790 ГК РФ).

Первый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 20.11.2008 г. № А39-2944/2008-103/21 пришел к выводу, что п. 1 ст. 790 ГК РФ регулирует такое существенное условие договора перевозки, как провозная плата.

Аналогичную позицию занял Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 08.07.2009 г. № А56-24768/2008, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлениях от 16.01.2009 г. № А50-10831/2008, от 18.01.2007 г. № 17АП-3261/2006-ГК, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 05.11.2008 г. № 18АП-6449/2008, 18АП-6450/2008, Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 24.05.2008 г. № 09АП-5343/08-ГК.

Однако Пятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 21.01.2009 г. № 05АП-2331/2008 отметил, что цена не является существенным условием договора перевозки с учетом ст. 424 ГК РФ.

Таким образом, сделать однозначный вывод о том, является ли цена договора (провозная плата) существенным условием договора перевозки или нет, не представляется возможным. Следует учитывать, что при отсутствии данного условия в договоре возникает риск признания данного договора незаключенным на основании пункта 1 статьи 432 ГК РФ.

ФАС Восточно­Сибирского округа в постановлении от 24.01.2007 г. № А69-1076/06-Ф02-7385/06 указал, что существенными условиями для договора перевозки грузов являются условия о пункте отправления и назначения перевозки (см. также постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2008 г. № Ф04-4550/2008(8671-А70-9), ФАС Волго-Вятского округа от 22.04.2009 г. № А11-4929/2008-К2-22/259).

В постановлении от 22.10.2007 г. № 17АП-7047/2007-ГК Семнадцатый арбитражный апелляционный суд признал договор перевозки незаключенным, указав на отсутствие существенного условия о пункте назначения перевозки.

Тринадцатый арбитражный суд в постановлении от 02.06.2006 г. № А56-12278/2005 обратил внимание на наличие в договоре перевозки существенного условия о наименовании пункта назначения доставки груза.

Таким образом, условие договора о пункте назначения перевозки является существенным для договора перевозки.

В соответствии с п. 1 ст. 791 ГК РФ перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (пункт 1 статьи 794 ГК РФ).

ФАС Восточно­Сибирского округа в постановлении от 24.01.2007 г. № А69-1076/06-Ф02-7385/06 указал, что пункт отправления и пункт назначения являются существенными для договора перевозки. Аналогичные выводы отражены в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 22.04.2009 г. № А11-4929/2008-К2-22/259.

Однако Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 02.06.2006 г. № А56-12278/2005 не отметил в качестве существенного условия сведения о месте отправления груза, указав только, что наименование пункта назначения доставки груза является существенным условием договора перевозки.

Еще по теме  Какие правила страхования КАСКО в России в 2020 году

Аналогичная позиция отражена в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2007 г. № 17АП-7047/2007-ГК. Постановлением ФАС Уральского округа от 19.12.2007 г. № Ф09-10432/07-С5 данное постановление оставлено без изменения.

Таким образом, сделать однозначный вывод о том, являются ли сведения о месте отправления существенным условием договора перевозки или нет, не представляется возможным. При отсутствии данного условия возникает риск признания договора незаключенным на основании п. 1 ст. 432 ГК РФ.

В силу нормы п. 1 ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами (пункт 2 указанной статьи).

Судебная практика не указывает, что условие об ответственности сторон за нарушение договорных обязательств является существенным условием договора перевозки (см., например, постановления ФАС Восточно­Сибирского округа от 24.01.2007 г. № А69-1076/06-Ф02-7385/06, ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2008 г. № Ф04-4550/2008(8671-А70-9), ФАС Волго-Вятского округа от 22.04.2009 г. № А11-4929/2008-К2-22/259).

Стоит отметить постановление от 05.02.2008 г. № А29-3651/2007, в котором Второй арбитражный апелляционный суд указал, что существенным условием договора перевозки является, в частности, ответственность сторон по этим перевозкам. Однако данная позиция носит единичный характер и, соответственно, не может обосновывать противоположную позицию по этому вопросу.

Ответственность за отсутствие пакета бумаг

При рассмотрении доставки грузов не стоит путать ответственность сторон за ненадлежащее выполнение договорных обязательств и ситуацию, когда груз перевозится вообще без документов.

Следует понимать, что перевозка грузов запрещается, если он не имеет сопроводительных документов. Ведь если нет накладной, то даже в судебном порядке не получиться доказать право на груз в случае его утраты перевозчиком. Незащищенными сторонами в этом случае являются как отправитель, так и получатель.

Ответственность за нарушение правил перевозки грузов наступает согласно с гражданским и транспортным законодательством и выносится по постановлению суда в каждом случае индивидуально.

При определении ответственности руководствуются следующими положениями:

  • статья 793 ГК РФ (параграф 40) – об ответственности за нарушение обязательств о перевозке;
  • статья 794 ГК РФ – об ответственности за неподачу транспорта под загрузку согласно с договором;
  • статья 795 ГК РФ – об ответственности за утрату или повреждение груза.

Ответственность определяется ценностью самого груза. К примеру, в случае повреждения или утраты предполагается полное или частичное возмещение стоимости груза (или заявленной стоимости).

В некоторых случаях Гражданский кодекс напрямую не определяет размер ответственности и отсылает на профильные Уставы или даже действующие международные документы. В этом случае степень ответственности определяется в судебном порядке.

Договор об организации перевозок

В ситуациях необходимости реализации грузоперевозок в систематическом режиме перевозчик и грузовладелец могут заключать соглашения об организации перевозок. Такие договоры обычно носят долгосрочный характер.

По договору об организации перевозок:

  • перевозчик обязан принять в установленные сроки грузы определенного объема для перевозки;
  • грузовладелец – своевременно предоставлять такие грузы (абз. 2 ст. 798 ГК РФ).

Договором об организации грузоперевозок должны быть оговорены следующие параметры:

  • объемы предоставляемых грузов;
  • сроки предъявления грузов к перевозке;
  • порядок проведения расчетов между сторонами соглашения;
  • иные условия предоставления транспорта и предъявления грузов (п. 2. ст. 798 ГК РФ).

Договор об организации грузоперевозок обычно служит не только для установления постоянных деловых отношений между контрагентами, но и для оптимизации самого процесса грузоперевозок и сопутствующего документооборота.

Например, при наличии договора об организации перевозок договор перевозки груза может быть заключен посредством принятия перевозчиком заявки от грузоотправителя (п. 5 ст. 8 Устава автотранспорта).

Условия транспортировки грузов, принятые сторонами при подписании договора об организации грузоперевозок, принимаются по умолчанию для договора о перевозке грузов, заключенного на отдельный рейс, если иное не предусмотрено таким договором (п. 2 ст. 68 закона № 24-ФЗ).

Ответственность перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей

На практике различают договоры перевозки, в которых есть 2 участника: грузоотправитель и перевозчик. Однако гораздо чаще в данном договоре участвуют 3 стороны: грузоотправитель, перевозчик и получатель.

Договор перевозки грузов по своей конструкции относится к категории договоров в пользу 3-го лица (статья 403 ГК РФ). Это позволяет грузополучателю, не являющемуся стороной в договоре, пользоваться правами и нести ответственность.

За ненадлежащее исполнение обязательств, а также за их неисполнении стороны договора перевозки несут ответственность в соответствии с гражданским и транспортным законодательством, а также правилами, установленными соглашением сторон (п. 1 ст. 793 ГК РФ).

Риск! Согласование условий об уменьшении или полном исключении предусмотренной законодательством ответственности, произведенное перевозчиком и грузовладельцем, считается по общему правилу недействительным (п. 2 ст. 793 закона № 14-ФЗ, ст. 37 Устава автотранспорта).

Перевозчик грузов может быть привлечен к ответственности:

  • за непредоставление транспорта в соответствии с принятыми заявкой или заказом условиями договора (п. 1 ст. 794 ГК РФ);
  • за порчу или утерю вверенного груза, случившуюся после принятия его для транспортировки и до передачи грузополучателю (п. 1 ст. 796 ГК РФ). По данному основанию профессиональный перевозчик несет ответственность вне зависимости от наличия его вины (см. п. 1 Обзора судебной практики ВС РФ от 20.12.2017). 

Грузоотправитель может быть привлечен к ответственности за непредъявление груза или неиспользование поданных перевозчиком средств транспорта (п. 1 ст. 794 ГК РФ).

Отдельными транспортными уставами и кодексами, а также договором могут быть установлены и другие условия возникновения ответственности сторон соглашения – например, неуказание в транспортной накладной особых комментариев о мерах предосторожности, необходимых при транспортировке груза, и т. д. (п. 3 ст. 35 Устава автотранспорта).

Поэтому включение пункта об ответственности в типовой договор перевозки грузов необязательно. 

Итак, договор перевозки груза заключается между перевозчиком и грузоотправителем, факт заключения такого соглашения подтверждается путем составления транспортной накладной или иного документа, предусмотренного законодательством.

Существенным условием договора о грузоперевозке является подробное описание предмета договора. Сюда же можно отнести характеристики груза, описание маршрута, указание пунктов отправления и назначения, даты и время погрузки и разгрузки, параметры нанимаемого транспорта и др. параметры, позволяющие максимально точно обозначить предмет соглашения.

Оцените статью
Портал о страховании
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.