Прямое возмещение убытков по ОСАГО что это за порядок и условия выплаты компенсации

ОСАГО
Содержание
  1. Понятие ПВУ
  2. Почему это важно
  3. Условия для ПВУ
  4. Как работает новое правило
  5. Когда ПВУ невозможно
  6. Оформление заявления
  7. Менять данные в полисе нельзя, только покупать новый полис
  8. Какие еще бумаги подготовить
  9. Какие лимиты у европротокола и можно ли получить больше
  10. Что конкретно предпринимает страховщик
  11. Если машина на гарантии
  12. Набор нестандартных решений
  13. Если страховая не работает с нужным автосервисом
  14. Уловки менеджеров
  15. За что положено возмещение
  16. Как считают компенсацию
  17. Если возмещение не предоставлено
  18. Полная гибель
  19. Законодательная база
  20. Если виновника ДТП нет в полисе
  21. Если пропущен срок обращения за ремонтом
  22. Кто отвечает за качество ремонта
  23. Причины отказа в возмещении
  24. Документы для получения страховой выплаты
  25. Автострахование – рискованный бизнес
  26. Если не устраивает сумма выплаты по ОСАГО
  27. Выплата за повреждение автомобиля в ДТП
  28. Выплата за причинение вреда здоровью в ДТП
  29. Выплата в случае составления европротокола
  30. Выплата при отсутствии ОСАГО
  31. Максимальная выплата по ОСАГО
  32. Условия для ПВУ
  33. Как получить денежную компенсацию по ОСАГО
  34. Независимая экспертиза при ДТП

Понятие ПВУ

Если вы пострадали, то после получения справок от представителя ГАИ, отправляйтесь в страховой офис, где получали полис. Тут, на основании составленного заявления должны дать направление на экспертизу, а позже оформить выплату возмещения. Практичнее, чем искать СК, страховавшего виновника ДТП. Далее ведет переговоры с СК виновного страховщик потерпевшего, не он сам. Значит отныне множество пострадавших начнет ходить за компенсацией (прямым возмещением) именно в страховую компанию, с которой он заключал договор.

Но правило работает не для всех, лишь в ряде случаев. Хотя много инцидентов, что происходит на трассах страны, подпадают под правило ПВУ

Почему это важно

Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.

Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.

Условия для ПВУ

По новым правилам в течение месяца после обращения потерпевшего в страховую компанию, она должна произвести ремонт автомобиля в выбранном автосервисе (СТО), расстояние до которого не превышает 50 км от места происшествия или места жительства потерпевшего, автомобили сроком использования менее 2 лет отправляются к официальному дилеру. Часто адреса СТО согласовываются с водителем еще в момент заключения договора ОСАГО.

При ремонте на СТО запрещено:

  1. использовать б/у детали
  2. использовать неоригинальные детали
  3. производить ремонт деталей вместо их замены

На все выполнение работы СТО предоставляет гарантию (от 6 до 12 месяцев в зависимости от вида работ).

В случае превышения ремонтом срока 30 дней, за каждый день просрочки страховая компания обязана заплатить неустойку.

Если пострадавшего не устраивает качество ремонта, он может написать досудебную претензию страховой компании.

Составлять заявление с просьбой покрыть ущерб можно, если:

  1. авария состоялась в следствии встречи конкретно 2 машин (включительно прицеп, при наличии), не больше. Если пользователи автомашин предварительно оформляли автостраховку;
  2. нет зафиксированного случая обоюдной вины. Если вина совместного характера – надо идти в СК друг друга;
  3. в ходе произошедшего пострадало лишь имущество, а водители и пассажиры остались абсолютно невредимы. В других обстоятельствах обращаться за возмещением надо в СК виновника ДТП;
  4. когда у компании, в период инцидента, не отобрана лицензия на автострахование. СК должна входить в Соглашение о ПВУ.
  5. Оба участника обязаны иметь непросроченный талон ОСАГО. Иначе работает два правила:
  • Если нет полиса у виновника, придется идти за выплатой компенсации к нему лично, а возможно требовать через суд;
  • если ОСАГО нет у пострадавшего, то он идет (или пишет) в СК виновного.

Поправка к первому пункту: при инциденте, где работниками ГИБДД зафиксировано 3 машины, под правило не подпадают. Но если письменно описана ситуация как две случайности между двумя т/с – ПВУ правомерно в обеих ситуациях.

Если конкретное происшествие не отвечает одному из этих требований — ПВУ невозможно. Пострадавшему надо обратиться за помощью в СК (страховую компанию) виновника. Еще нужно обратиться по данному вопросу в РСА (Российский Союз Автостраховщиков).

Как работает новое правило

Смотрим п.3 статья 3. Здесь описано: закон работает при авариях, случившихся уже после внедрения нововведения в ФЗ.

То есть теперь ПВУ при аварии, участниками которой были трое или больше водителей, можно получить независимо от даты оформления страховки. Лишь бы она оставалась действующей на момент аварии.

Словом, если у кого-то из трех автовладельцев, участвовавших в неприятном случае на дороге, талон ОСАГО приобретен до применения в действие описанной выше поправки, он тоже может явиться в свою СК за прямым возмещением.

Значит при обширной аварии водителю не придется искать способ связи с компанией, что выдавала полис ОСАГО виновнику, он может пользоваться правом на помощь своего страховщика.

Что происходит, если срок действия страховки одного из участников (виновного или пострадавшего) инцидента истек до второго августа 2014 года? Страховщик виновного тоже не имеет права отказать виновному на его заявление. Условия происшествия рассматриваются тогда по статье 14.1 ФЗ об ОСАГО.

Упрощенное оформление ДП, без службы ГАИ, остается возможным лишь при присутствии 2 водителей.

Также зона ответственности теперь точно обозначена (парковка, дворовая зона, использование эвакуатора, проезжая часть), что уточняет ответственность СК.

Пока, если сумма ущерба выше размера фиксированной – лучше сразу оформляться в СК виновного. Если хотите получать ПВУ у своего менеджера – настройтесь на возможные непонимания. Жалуйтесь в РСА.

Когда ПВУ невозможно

Ряд случаев:

  1. заявление о ДТП, писалось ранее. Его составил виновник случившегося;
  2. столкновение произошло на фоне соревнований или при обучении вождению;
  3. вы, договорившись с виновником, оформили ДТП по упрощенному варианту, вне присутствия сотрудников ГИБДД и допустили ошибку при составлении Извещения;
  4. ГИБДД не вызывали, по этому, остались недоговоренности с другой стороной касательно нанесенных повреждений;
  5. факт нарушения правил движения на дороге ожидает доказательства в судебном порядке;
  6. несвоевременное уведомление страховщиков о случившемся;
  7. в случаях, оговоренных Соглашением РСА;
  8. вы не изъявляете желания получать материальную компенсацию;
  9. пострадали антикварные вещи, интеллектуальные ценности, атрибутика, ценные документы.

Водителю можно посоветовать: перед страхованием нужно обдумать выбор. В какую страховую компанию обратиться, решайте интересуясь ее репутацией, моделью поведения при необходимости выплат.

Оформление заявления

Сначала оформляем «шапочку», правильно и разборчиво указав наименование организации и собственные (или доверенного лица) реквизиты (не забудьте написать свой телефон). Ниже, в подробностях, описываем всю ситуацию, случившуюся на шоссе. Нужно внести сведения о виновнике и его ТС (оба водителя должны будут сообщить друг другу свои данные).

Процент износа способен существенно повлиять на формирование такой суммы. После внесения поправок в закон предельный параметр уже не 80%, а 50%. В случае несогласия водителя с оценкой, он может за свой счет заказать независимую экспертизу. Компенсационная сумма не должна быть выше установленного ограничения – 400 тысяч руб.

Можно воспользоваться услугами юриста для правильного составления заявления. Далее процедура формирования возмещения происходит без участия водителя.

Поправки 2018 года в Федеральный Закон № 40 устанавливают, что водитель обязан предоставить страховой компании все документы о ДТП в течение 5 рабочих дней с момента аварии.

Ранее это срок составлял 15 дней, что оставляло водителям некоторый запас времени на сбор документов. Сейчас же очевидно, что затягивать процесс подачи документов в страховую на возмещение ущерба после ДТП не стоит.

Ущерб при ДТП

Если у водителя по объективным причинам нет возможности предоставить необходимые документы в течение этого срока, он может уведомить страховщика об этом письмом, приложив к нему копию документов, которые подтверждают непреодолимые обстоятельства (больничный лист, подтверждение брони в отеле и т.п.)

Менять данные в полисе нельзя, только покупать новый полис

Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.

Например, полис купили на год, а через полгода машину продали. Новый владелец должен сам купить себе ОСАГО, а прежний сможет вернуть страховую премию за полгода.

Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.

Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.

Какие еще бумаги подготовить

Еще вложите в конверт набор перечисленных ниже бумаг:

  • извещение, которое вы составляли вместе с противоположной стороной;
  • 748-я ф-ма справки, выданной представителем ГИБДД;
  • протокол админ. нарушений (копия);
  • постановление об АП, документ об отказе в возбуждении дела. Не учитываются случаи, в которых оформление происходило без непосредственного присутствия работников дорожной полиции (ФЗ об ОСАГО). Прилагаются копии этих документов;
  • подтверждение оплаты эвакуационных услуг и услуги сохранности поврежденного имущества (чеки, квитанции). Это нужно при надежде получить возмещение таких расходов. Также можно подкрепить копии квитанций за расходы с вашей стороны;
  • копии документов на право владения имуществом, либо доверенности, написанной собственником;
  • если в деле будет фигурировать ваш представитель, тоже нужна доверенность.

По истечении недели от момента получения письма СК должна уведомить через электронную почту СК другого водителя о данном заявлении. Этот процесс контролирует РСА. Еще нужно написать перечень перечисления прилагаемых справок и документов.

Какие лимиты у европротокола и можно ли получить больше

Если водители оформили аварию по европротоколу без вызова ДПС, есть лимит по сумме ущерба. Сейчас это 50 тысяч рублей, а с 1 июня 2018 года будет 100 тысяч. Страховая компания не обязана возмещать ущерб в большем размере.

Но если после ДТП обнаружился вред здоровью или имуществу, о котором не было известно сразу, пострадавший может обратиться в страховую виновника за дополнительной компенсацией — даже если аварию оформили без вызова ДПС.

Что конкретно предпринимает страховщик

Если возмещается ущерб от ДТП слишком медленно или страховщик не исполняет свои обязанности, страхователь имеет право оформить претензию (ст.16.1 закона №40). СК получает 10 суток на рассмотрение документа и еще 10 дней – на выплату.

Еще по теме  Возмещение морального вреда при ДТП в 2020 году

Если страховщик снова откажет, придется пройти по инстанциям в таком порядке:

  1. Обращение в РСА. Это наиболее эффективный метод воздействия. Хотя на страховщика можно пожаловаться и в Департамент страхового рынка Банка России.
  2. Подача иска суд.

В случае положительного решения суда страховщика обяжут выплатить компенсацию, а также заплатить неустойку (1% от страховой суммы) и пеню (0.05% за каждый день просрочки).

Прямое возмещение убытков по ОСАГО  что это за порядок и условия выплаты компенсации

Страховики виновника могут реагировать на заявление по-разному:

  • акцептовать заявление;
  • отказаться участвовать в выплатах;
  • если заявление просто проигнорируют, то по истечении срока заявка будет считаться принятой к сведению.

На выплату ПВУ правилами выделено один месяц. Если уплаты не произошло, то ваша СК должна сама ее произвести или составить обоснованный отказ от выплат в письменном виде. Его можно будет попытаться оспорить через суд.

Возмещение убытка производится наличными купюрами, либо в виде перевода на счет водителя.

На практике получить компенсацию в короткий срок можно, если сразу отыскать СК другого водителя, действуя по старым правилам. Но ситуация начала меняться.

Чтобы не принимать убыток, представитель страховой компании поступает так:

  • слишком придирается к собранным документам;
  • в ходе отправки эл. заявки в СК инициатора менеджер специально допускает ошибку, чтобы та другая организация отказалась от акцепта заявки;
  • откровенно врут: «закон пока не работает», «у нас временные финансовые проблемы, обратитесь в другое место».

Прямое возмещение убытков по ОСАГО  что это за порядок и условия выплаты компенсации

И виновника не хотят платить водителю фиксированную сумму, превышающую ущерб.

Если машина на гарантии

Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.

Если возмещение еще не получили, а машина продана, у нового хозяина нет права требовать что-то от страховой компании по прошлым ДТП. Даже если ремонтировать машину собирается именно он.

Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.

Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.

Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.

Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.

Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.

Набор нестандартных решений

А вдруг с талоном ОСАГО инициатора непорядок? Обращаться к личному страховику за ПВ нет смысла.

  • Страховая фирма со стороны виноватого водителя не берет участие в соглашении.

Проверьте эту информацию по перечню «исключений из соглашения». В данном документе написано, куда обратиться.

  • Талон ОСАГО виноватому выдала комиссия с лицензией, которую отозвали.

Обращайтесь в РСА по тел., найденному на сайте, вам должны подсказать адрес и телефон компании преемника. Или попробуйте сразу пойти в РСА.

  • Полис инициатора не является действительным.

Получить возмещение получится исключительно через суд. Подавайте на инициатора иск, но предварительно проверьте еще раз подлинность его полиса на сайте РСА.

Если страховая не работает с нужным автосервисом

За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.

Если у виновника нет полиса ОСАГО, прямого возмещения не будет. Компенсацию за вред имуществу придется требовать напрямую с виновника — по договоренности или через суд.

Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.

Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.

Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.

Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.

Уловки менеджеров

По правилам, СК потерпевшего должна оплатить своему клиенту ПВУ вместо СК виновного. Но потом она, конечно, захочет получить возврат с компании виновника. Пытаясь упростить процесс возврата, власти придумали, что это будет фиксированная сумма денег. То есть СК виновника должна в случае ДТП выплачивать конкретно указанную сумму, определяемую для каждого округа отдельно.

Вот где скрыт основной подвох: если убыток не дотягивает до фиксированной суммы, то потерпевший ее без проблем получит через СК, оформлявшую с ним договор. Ведь страховики стребуют с коллег фиксированную, более высокую сумму. А вот если сумма погашения убытка выше фиксированной суммы – СК потерпевшего отказывается от выплат.

За что положено возмещение

Пострадавший имеет право не только на ремонт или выплату, когда она положена по закону. Полис ОСАГО покрывает и дополнительные расходы: на эвакуатор с места ДТП, хранение автомобиля, доставку пострадавших в больницу.

Если повреждены дорожный знак, оборудование на АЗС или ограждение, их восстановление в пределах страховой суммы тоже оплатят в рамках ОСАГО. Даже за повреждение или утрату груза можно получить компенсацию. Естественно, груз должен принадлежать пострадавшей стороне, а не виновнику.

ОСАГО — это страхование не имущества, а гражданской ответственности. Полис покрывает не ущерб виновника, а тот ущерб, который виновник нанес кому-то. Чтобы возместить свои убытки и расходы, даже если виноват в ДТП, нужно покупать другую страховку, например каско или страхование груза.

Как считают компенсацию

Сумму расходов на ремонт машины считают по единой методике ЦБ. Если в методичке нет каких-то видов ремонта, их не оплатят. Например, по полису ОСАГО страховая не обязана оплачивать восстановление рисунков на кузове, даже если это дорогая и сложная аэрография. Тут спасет только каско.

Для расчета ущерба другому имуществу, кроме самой машины, нужен оценщик. Например, по методичке ЦБ нельзя посчитать расходы на ремонт ограждения на АЗС. Для этого составят отдельную смету.

Если возмещение не предоставлено

Чтобы снизить общее число споров и обращений в суд, правительство наложило дополнительные санкции за искусственное оттягивание принимаемых решений страховыми структурами. Так, не отправившая письмо об отказе от выплат, или не уплатившая вовремя компенсацию, СК получит пеню за каждый день отсрочки. Срок на выплату равняется 20-ти дням, а пеня (1% от выверенной суммы) за каждый день.

Реализованное ранее ПВУ, не исключает возможность обращения владельца машины в страховавшую водителя, причинившего вред. От нее можно требовать компенсации за тот вред здоровью, который был принесен уже после предъявленных ранее требований. Если пострадавший обнаружил травму уже после обращения за выплатой, то он вправе ожидать помощь от обоих стр. структур. Это подтверждено ФЗ №40.

Полная гибель

Полная гибель — это когда машину нельзя отремонтировать или расходы на ремонт превысят стоимость автомобиля до ДТП.

При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.

Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.

Законодательная база

Все нормы, касающиеся обязательного автострахования, в нашей стране регулирует Федеральный Закон № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», который был принят в 2002 году и постоянно изменяется путем внесения поправок в него.

Последние поправки к этому законодательному акту вступили в силу с 1 июня 2018 года и заключаются в следующем:

  1. Сумма страхового возмещения при оформлении европротокола была увеличена в 2 раза с 50 до 100 тысяч рублей (для Москвы и области, а также для Санкт-Петербурга и Ленинградской области она осталась равной 400 тысячам рублей)
  2. Появилась возможность оформить европротокол, даже если стороны ДТП не пришли к компромиссу. Но для этого автомобили должны быть оборудованы системой ЭРА-ГЛОНАСС.
  3. Владельцам автомобилей не будут выдавать дубликаты электронных полисов ОСАГО, а для контроля инспектору ГИБДД достаточно будет предъявить полис в электронном виде.
  4. Была принята новая форма бланка извещения о ДТП

С1 октября 2019 года должны вступить в силу изменения, которые уравнивают выплаты, доступные к получению при оформлении ДТП с привлечением ГИБДД или без него. Максимальный размер страховой выплаты (и по европротоколу тоже) составит 400 тысяч рублей для всех регионов России.

На протяжении нескольких последних лет тема выплат компенсаций наиболее актуальна. Законы все время видоизменяется. Нововведения задуманы для облегчения процедуры оформления происшествия. Но жалоб с их стороны много. Верховный суд РФ планирует наладить работу специальной комиссии по досудебному разбору дискуссий по ПВУ.

Зато с осени сего года уже действует измененный ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Суть нововведения — автолюбитель претендует на ПВУ даже если было задействовано 2-х или более автомашин.

Что конкретно изменилось в описании?

Раньше было так: ДТП при столкновении «двух» ТС…Теперь: ДТП при ударе «двух и более» ТС…

Отдельного правила по ПВУ не существует, можно посмотреть следующие документы:

  • ФЗ Об ОСАГО – ст.14.1;
  • Соглашению о ПВУ по ОСАГО;
  • Правилами ОСАГО.

В ДТП попал грузовой автомобиль с прицепом. Но ведь это два разных средства передвижения, учитывая, что полис оформлялся на прицеп отдельно. Чтобы досконально разобраться, нужно изучить справку, выданную работником ГИБДД. Сколько транспортных средств там указано. Можно было указать участие только кузова грузовика и другого авто или только грузовик (без прицепа) и второе авто. Если, все же, обстоятельства говорят об участии всех частей грузовика – значит участников было трое (при двух владельцах).

Если виновника ДТП нет в полисе

Чтобы понять, на какие компенсации по ОСГАО может рассчитывать виновник аварии, нужно вникнуть в смысл обязательного автострахования, которое страхует ответственность водителя перед другими участниками дорожного движения. Поэтому если вина водителя не подлежит сомнению, рассчитывать на какое-то материальное возмещение по ОСАГО ему не приходится.

Еще по теме  Штраф за езду без страховки ОСАГО в 2020 году

Однако если водитель является одновременно и виновником, и пострадавшим (такое может быть при ДТП с участием более 2 машин), то он может побороться за полагающиеся ему выплаты через признание себя потерпевшим посредством суда. В таком случае есть шанс получить половину от общего возмещения по договору ОСАГО.

ОСАГО — это страхование ответственности при использовании конкретной машины. В полисе указан конкретный человек или несколько. Это их ответственность при использовании автомобиля застрахована. Но если в ДТП с конкретной машиной виноват человек, который не указан в полисе ОСАГО, — это не повод отказать пострадавшему в возмещении убытков.

Например, столкнулись два автомобиля. Выясняется, что виновника нет в полисе ОСАГО, машина принадлежит одному человеку, а за рулем его друг, брат или сват. Иногда пострадавшему отказывали в возмещении: ущерб приходилось взыскивать с этого друга или брата через суд. Суды на местах часто поддерживали такой подход.

Верховный суд объяснил, что это неправильно. Пострадавший все равно имеет право на возмещение по полису ОСАГО, хотя в нем и не указан виновник.

А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.

Если пропущен срок обращения за ремонтом

Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.

Если из-за страхового случая появились расходы, которые нужно возместить деньгами, а вам говорят, что всё, теперь возмещение только ремонтом, — не верьте и добивайтесь своего. Возмещение ремонтом касается только повреждений автомобиля, а ОСАГО покрывает не только его. Правда, нельзя забывать о лимите выплат за вред имуществу. Если суммы не хватит, разницу можно потребовать с виновника.

Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.

Кто отвечает за качество ремонта

Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.

Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.

Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.

Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.

Причины отказа в возмещении

В договоре должны указываться возможные причины отказа в выплате компенсации при ДТП. Правомерные основания у страховщика появляются, если случай не признан страховым. В п. 9 Правил ОСАГО указано, что гражданская ответственность владельца ТС не наступает, если:

  • вред причинен неуказанным в страховом полисе ТС;
  • включены требования о компенсации морального вреда или упущенной выгоды;
  • ущерб причинен в ходе испытаний, учебной езды или соревнований в специально отведенных для этого местах;
  • вред причинен перевозимым грузом, а риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию;
  • вред жизни или здоровью работников причинен при исполнении обязанностей, когда он должен возмещаться по закону о соответствующем виде обязательного или социального страхования;
  • обязанность по возмещению убытков работнику возложена на работодателя;
  • водитель причинил вред управляемому им ТС, прицепу, грузу, оборудованию и прочему имуществу;
  • вред причинен при погрузке или разгрузке ТС;
  • повреждены или уничтожены антикварные, уникальные предметы, здания историко-культурного значения, изделия из драгметаллов и ценные бумаги, предметы религиозного культа, произведения науки, литературы и искусства, объекты интеллектуальной собственности;
  • владелец ТС обязан возместить вред, превышающий размер ответственности по ОСАГО;
  • причиненный вред жизни, здоровью и имуществу перевозимых пассажиров должен возмещаться в соответствии с законодательством.

Даже если ДТП признано страховым случаем, любое нарушение договора может послужить причиной для отказа в возмещении. К таким ситуациям относятся:

  • нарушение сроков обращения в СК с заявлением или предоставление неполного пакета документов;
  • фальшивый полис;
  • признание виновности потерпевшего в ходе расследования ДТП;
  • умышленное совершение ДТП;
  • окончание срока исковой давности;
  • банкротство СК, другие форс-мажорные обстоятельства.

Страховщик может отказать, если не имеет возможности убедиться в факте ДТП или оценить размер убытков. Не рекомендуется заниматься ремонтом без согласования с СК и сдавать машину в утиль до проведения экспертизы.

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, нужно выполнять требования:

  • Правил дорожного движения (ПДД).
  • Договора страхования.
  • Законодательства.

Чтобы снизить вероятность отказа, после происшествия следует:

  1. Выполнить требования ПДД для участников ДТП.
  2. Правильно оформить ДТП.
  3. Собрать максимум свидетельств и доказательств причинения ущерба и собственной невиновности. Желательно документальное подтверждение.
  4. После извещения страховщика действовать исключительно по его указаниям.
  5. Подать заявление и пакет необходимых документов СК в установленный срок.

При таком развитии событий у страховщика не будет шансов отказать в в выплате.

С 2018 года не только для водителей уменьшились сроки подачи заявления на выплату. Теперь у страховщика с момента принятия заявления есть лишь 20 рабочих дней на его рассмотрение (ранее этот срок был равен 30 дням).

По истечении этого срока страховая компания должна возместить ущерб или обосновать свой отказ в этом. За каждый день задержки начисляется пени в размере 1%  от общей суммы выплаты (в случае согласия компании на компенсацию). И здесь тоже произошло ужесточение по отношению к стразовым компаниям – ранее сумма неустойки за просрочку выплаты равнялась 0,11% за каждый день.

Не затронули изменения в законе срока исковой давности по ОСАГО – по-прежнему гражданин вправе подать в суд в течение 3 лет со дня нарушения.

Существует и ряд обстоятельств, при которых могут отказать в прямой выплате ущерба. Откажут, если:

  • у СК невольного инициатора ДТП отозвали лицензию;
  • СК виновника не берет участие в общем соглашении о ПВУ. Если вам и перечислит некую сумму ваша страховая компания, то сама она останется без компенсации;
  • вы обратились не в СК, а к ее представителю;
  • вы самостоятельно подали заявление в обе СК. Это обязательно будет обнаружено, лучше не рисковать;
  • нарушения оформления полиса;
  • не доказана вина кого-то конкретно;
  • при описании случая по европротоколу (без ГАИ) и бланк извещения о случившемся заполнен только представителем одной стороны. А, возможно, есть определенные разногласия во взгляде на обстоятельства среди водителей. Или не указаны все повреждения в извещении;
  • вред здоровью компенсирует другая СК;
  • до начала экспертизы авто отремонтировали, размер ущерба неясен;
  • машина не была осмотрена страховой компанией в срок.

Выше описаны самые распространенные случаи для отказа в прямой выплате ущерба. Соглашение о ПВУ содержит 34 таких пункта, при которых последует отказ. Рекомендуем с ними ознакомиться в дальнейшем.

woman

Опираясь на законодательную базу, предоставленная каждому владельцу авто страховка должна полностью покрывать урон, причиненный его имуществу, здоровью. Пострадавшие часто сталкиваются с недобросовестным отношением страховых компаний относительно денежных выплат. Сотрудники компаний наотрез отказываются выполнять свои прямые обязанности. Особенно участились подобные нарушения после внедрения упрощения, когда водитель, что пострадал, может обращаться в свою СК.

Максимальные выплаты при страх. случае нынче составляют:

  • 500 тыс. руб. – если урон нанесен самочувствию человека (каждому пострадавшему);
  • 400 тыс. руб. – когда пострадало только имущество.

При большой сумме предполагаемой выплаты обе СК пытаются переадресовать водителя друг другу. Они рады помочь, если только сумма минимальна. Конкретных санкций к правонарушителям нет, а основания к отказу есть. Ниже указан целый перечень.

Страховщик может отказать в ПВУ, если:

  1. кроме имущества пострадали и люди;
  2. в инциденте задействовано более 2 т/с;
  3. у кого-либо из участников нерабочий полис (уже закончился, еще не оформлялся, был расторгнут договор);
  4. на момент аварии лицензия аннулирована в СК виновника;
  5. не предоставлено вовремя извещение о создавшемся страховом случае;
  6. если заявление на ПВУ уже подано в СК виновного;
  7. случай на дороге не совпадает с периодом использования, предусмотренным договором.

Документы для получения страховой выплаты

Срок выплаты компенсации не может превышать 20 суток после подачи заявления (п. 21 ст. 12 закона №40-ФЗ) или 30 – если потерпевший по согласованию с СК ремонтирует поврежденное ТС самостоятельно. В п. 4.17.2 Правил ОСАГО сказано, что страховщик обязан через максимум 15 дней после ознакомления с заявлением потерпевшего принять решение о ремонте ТС. Еще пять дней дается на выплату, если она возможна.

ОСАГО предусматривает возможность отсрочки выплаты в случае уголовного дела или расследования в связи с ДТП. Выплата будет отложена до получения СК решения соответствующих органов.

car

Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.

Дополнительные компенсации могут быть такими:

  • за немотивированный отказ в страховой выплате — 0,05% от страховой суммы за каждый день просрочки;
  • за просрочку выплаты или направления на ремонт — 1% от суммы за каждый день;
  • за затянувшийся ремонт — 0,5% в день.

Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.

Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.

Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.

Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.

Если придет время разбираться, почитайте пункты 77—87 постановления Пленума ВС. Там про расчет неустойки. А в пунктах 88—103 подробно про то, в какой суд обращаться с иском.

Автострахование – рискованный бизнес

money

Страхование водителей – перспективный, но насыщенный проблемами вид. Автотранспорт всегда рассматривается в повышенной зоне риска, если учитывать мнение страховщиков. К страховым компаниям предъявлены ужесточенные требования в угоду прав потребителей. Финансовое положение многих СК значительно ухудшилось.

Пострадавшему в ходе аварии водителю проще обратиться за компенсацией к своей СК, с которой заключен договор.

При отказе можно воспользоваться реквизитами другой СК (со стороны виновника).

Еще по теме  ОСАГО при смене собственника: переоформление на нового владельца или на другой автомобиль

Если этот конкретный случай оправдан Законом об ОСАГО, а вам отказали в ПВУ обе страховые компании, при любых других нарушениях закона (включая недоплату) — идите в прокуратуру с просьбой рассмотрения случая.

Если не устраивает сумма выплаты по ОСАГО

Обязательное страхование общегражданской ответственности было введено в нашей стране с 2003 года. Суть его состоит в том, что при причинении ущерба в случае ДТП страховая компания виновника выплачивает пострадавшей стороне компенсацию. Законом закреплены условия, порядок и суммы страхового возмещения в случае аварии.

На сумму страхового возмещения по ОСАГО оказывает влияние множество факторов, но по действующему закону страховая компания в итоге должна оплатить сумму, достаточную для восстановления транспортного средства (а это и работы, и услуги). Но в правилах ОСАГО также есть пункт, по которому в расчете страховой выплаты принимает участие коэффициент износа автомобиля, именно с помощью него страховщики и пытаются сэкономить. Также часто оценщики от страховой компании не учитывают скрытые дефекты, возникшие в результате аварии, что тоже занимает стоимость ущерба.

Акт осмотра оценщика – это то, на чем основывается расчет полагающейся потерпевшей стороне компенсации, поэтому при проведении экспертизы необходимо тщательно следить за добросовестностью специалиста. Если же результат осмотра Вас не устраивает, есть смысл обратиться за помощью к независимым экспертам.

Обязательное автострахование по своей сути должно гарантировать каждому водителю возможность получить компенсацию за ущерб, нанесенный другим автовладельцем в результате ДТП. Однако на практике, чтобы получить необходимую компенсацию, приходится бороться со страховой компанией.

Очень часто оценщики страховой компании намеренно занижают стоимость ремонта, не замечают скрытых повреждений. И хоть методика по расчету компенсации едина для всех, но вводные данные туда заносятся как раз на основе экспертной оценки, поэтому очень часто водители получают компенсацию в 1,5-2 раза ниже рыночной стоимости ремонта.

Прямое возмещение убытков по ОСАГО  что это за порядок и условия выплаты компенсации

Если у вас есть сомнения в том, что вам занизили выплату, то придется прибегнуть к услугам независимых экспертов. И если разница в их оценке и оценке экспертов страховой компании составит более, чем 10%, можно готовить документы для судебного разрешения конфликта. Перед обращением в суд стоит написать досудебную претензию страховщику, очень часто уже на этом этапе (понимая решимость клиента) страховая соглашается идти на диалог и начинает «торговаться».

Выплата за повреждение автомобиля в ДТП

Если в результате ДТП был поврежден только автомобиль и не было нанесено вреда здоровью участников аварии, то стороны могут оформить европротокол. Максимальная сумма страхового возмещения по нему составит 100 000 рублей (для Москвы и области, а также для Санкт-Петербурга и Ленинградской области — 400 000 рублей).

Если же повреждения более значительны, то на место аварии следует вызвать сотрудников ГИБДД для официальной фиксации ДТП. В случае такого оформления, потерпевшая сторона может рассчитывать на возмещение ущерба по ОСАГО максимально на 400 000 рублей.

Если же сумма ущерба превышает максимальный лит по ОСАГО, пострадавшая сторона имеет право обратиться в суд с целью взыскать с виновника ДТП недостающие средства.

Выплата за причинение вреда здоровью в ДТП

Если в случае ДТП пострадавший получил какие-либо травмы или увечья, то максимальная выплата по ОСАГО для этого случая будет составлять 500 000 рублей. Эта сумма является максимальной, а размер конкретной выплаты определяется индивидуально в зависимости от степени тяжести полученных повреждений. Выделяют 3 степени тяжести:

  1. Легкая (незначительное повреждения)
  2. Средняя (нарушения здоровья, не опасные для жизни)
  3. Тяжелая (опасные для жизни травмы и повреждения)

Определяют состояние пострадавшего врачи скорой помощи или того медицинского учреждения, куда был доставлен потерпевший. На основе необходимых обследований они составляют судебно-медицинское заключение, которое затем необходимо будет предъявить страховой компании для получения выплаты.

Если же потерпевший в результате ДТП получил травмы, на основании которых ему установили группу инвалидности, то здесь предусмотрено дополнительное возмещение:

  1. Для I группы инвалидности – 500 000 рублей;
  2. Для II группы инвалидности – 350 000 рублей;
  3. Для III группы инвалидности – 250 000 рублей;
  4. Для категории «ребенок-инвалид» — 500 000 рублей.

Практика показывает, что сложнее всего получить выплаты за легкие телесные повреждения, такие как ушиб головы, потеря зубов, легкое сотрясение мозга. Однако пострадавший должен помнить, что страховая компания ОБЯЗАНА возмещать ущерб и в этих случаях. Для того, чтобы впоследствии получить выплаты нужно обязательно пройти медицинское освидетельствование на месте или в стационаре и взять у врача заключение о степени повреждений.

Выплата в случае составления европротокола

Не всегда ДТП заканчиваются без жертв, достаточно часто на дорогах происходят аварии с летальным исходом.

С 2018 года на получение компенсации при смерти пострадавшего могут претендовать не только лица, находившиеся на его иждивении (как было ранее), но и просто его родственники. Максимальная компенсация в случае гибели водителя составляет 500 000 рублей, из которых 25 000 – это максимум возмещения расходов на погребение, 475 000 рублей – материальная помощь семье погибшего.

Сумма возмещения  500 000 рублей – это выплата для каждого погибшего, то есть если в аварии погибло несколько человек, сумма выплат увеличивается кратно числу погибших.

Несколько лет назад в нашей стране было введено понятие европротокола, то есть водителям была дана возможность оформлять небольшие ДТП без вызова инспектора ГИБДД. Основными условиями оформления аварии по европротоколу являются

  1. отсутствие жертв в аварии,
  2. достигнутое взаимопонимание между водителями (признание вины),
  3. небольшой масштаб повреждений;
  4. участие в ДТП только 2 автомобилей.

При соблюдении этих условий пострадавшая сторона может рассчитывать на максимальную страховую выплату в размере  100 000 рублей, а для аварий, произошедших в Москве и области, Санкт-Петербурге и Ленинградской областях – до 400 000 рублей.

А уже с 1 октября 2019 года максимальная выплата по ОСАГО по европротоколу сравняется с со способом оформления аварии с выездом ГИБДД и станет равной 400 000 рублей для всех регионов страны. При этом, если автомобили оборудованы системой ГЛОНАСС, то взаимопонимания между участники становится необязательным условием.

Выплата при отсутствии ОСАГО

Выплата за повреждение автомобиля в ДТП

Полис ОСАГО наряду с водительским удостоверением является в нашей стране обязательным документом при управлении автомобилем. Однако может так случиться, что при ДТП полис будет отсутствовать у одной из сторон происшествия. Сразу стоит отметить, что если у одного из владельцев транспортного средства нет полиса ОСАГО, оформить ДТП по европротоколу невозможно.

Если у потерпевшей стороны не оформлена автогражданка, то это не помешает ему получить страховое возмещение, однако ему нужно будет обращаться со всеми документами не в свою страховую компанию (которой у него нет), а к страховщику виновника. Также если в этом случае оформление происходит с участием инспектора ГИБДД, пострадавшая сторона получит штраф в размере 800 рублей за отсутствие ОСАГО.

Если же полиса ОСАГО нет у виновника ДТП, то он обязан возместить ущерб пострадавшей стороне лично. Обычно в таких случаях (при отсутствии серьезных травм или человеческих жертв), участники ДТП пытаются урегулировать проблему непосредственно на месте. В таким случае потерпевший должен предоставить расписку о том, что он получил компенсацию и не имеет претензий.

Если же договориться на месте не получается, то следует вызвать наряд ГИБДД для фиксации аварии. Инспектор ГИБДД на месте выпишет штраф виновнику за отсутствие ОСАГО, а вот требовать возмещения компенсации пострадавшему придется через суд. Как показывает практика, виновнику аварии проще и выгоднее договориться на месте, потому что суд в большинстве случаев присудит ему возмещение убытка, а также дополнительно возмещение понесенных пострадавшей стороной судебных издержек.

Максимальная выплата по ОСАГО

Размер страховых выплат по ОСАГО регулируется Федеральным Законом № 40 «Об ОСАГО», контроль за исполнением этого закона возложена на Центробанк России.

В законе прописаны предельные лимиты возмещения ущерба по полису ОСАГО:

  1. имущественный ущерб (если пострадало транспортное средство) – до  400 000 рублей;
  2. ущерб жизни и здоровью человека  — до 500 000 рублей;
  3. компенсация ущерба при оформлении ДТП по европротоколу  — 100 000 рублей.

Условия для ПВУ

Ранее пострадавшая при ДТП сторона могла выбрать форму предоставления компенсации: денежную или материальную. Однако с апреля 2017 года приоритетной формой возмещения ущербы был установлен ремонт (то есть натуральная форма компенсации). Такое решение было принято в целях препятствования реализации мошеннических схем, связанных с необоснованным получением материальной компенсации.

Натуральная форма возмещения по ОСАГО позволяет не учитывать износ машины, но вместе с тем на практике при ее реализации водители сталкиваются со множеством проблем. Например, сервисы часто используют неоригинальные детали или устраняют повреждения не полностью. В таком случае водитель может провести независимую экспертизу и требовать у страховой возмещения ущерба через суд.

Как получить денежную компенсацию по ОСАГО

Несмотря на приоритет страховой выплаты в натуральной форме, закон все же оставляет возможность водителю получить компенсацию деньгами. Это можно сделать в следующих случаях:

  1. если автомобиль не подлежит восстановлению
  2. если стоимость ремонта превышает максимальный лимит (400 тысяч рублей) и собственник не желает оплачивать разницу
  3. если ремонт будет продолжаться более 30 дней
  4. если СТО отдален более чем на 50 км и страховая компания отказывается оплатить транспортировку автомобиля
  5. если в результате ДТП поврежден не автомобиль (например, пострадал ноутбук или разбит телефон)
  6. если вина в ДТП признана обоюдной

Независимая экспертиза при ДТП

Выплата за причинение вреда здоровью в ДТП

При попадании в аварии водитель обязан сообщить об этом в страховую компанию. Иногда уже после этого компания предлагает выслать на место оценщика, который зафиксирует все детали ДТП и оценит сумму предстоящего ремонта. Иногда такой осмотр машины экспертом происходит позже, но его срок не должен превышать 5 дней с момента аварии, иначе страховая может начать уклоняться от своих обязанностей по возмещению ущерба.

Но как показывает опыт, оценщики со стороны страховой компании действуют обычно в ее интересах, занижая стоимость компенсации ущерба. Поэтому нередко пострадавшему в ДТП водителю приходится обращаться за оценкой к независимым экспертам. И вот их оценка проводится обычно справедливо, и увеличивает стоимость возмещаемого ущерба порой на 100-200 тысяч рублей.

ВАЖНО: Организовывать независимую экспертизу водитель имеет право лишь после того, как его машины уже была осмотрена работниками страховой компании. Иначе есть риск того, что оценка независимой экспертизы не будут приняты во внимание.

Оцените статью
Портал о страховании
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.