Выплаты по ОСАГО в 2020 году порядок размер и условия

ОСАГО

Когда можно использовать единую методику расчета ущерба по ОСАГО?

Фактически ЕМРУ представляет собой совокупность формул.

Единая методика расчета регулируется следующими документами:

  • Федеральный закон № 432-П. Представляет собой основной нормативный документ, в соответствии с которым рассчитывается размер денежной компенсации.
  • Федеральный закон № 433-П. Представляет собой дополнительный нормативный документ, который регулирует правила проведения независимой экспертизы, с помощью которой можно оценить размер ущерба и установить некоторые детали аварии.
  • БЦЗ. Представляет собой электронную базу данных, в которой хранится информация о стоимости тех или иных запчастей к большинству транспортных средств.

Разработкой законопроектов занимались Минтранс, Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). До введения ЕРМУ существовало более 5 рекомендуемых государственных методик, с помощью которых можно было определить размер ущерба.

Проблема заключалась в том, что эти методики плохо согласовывались друг с другом, что приводило к путанице. Еще одной проблемой было то, что разные методики давали разные результаты, а размер рекомендуемых выплат при использовании различных методик мог отличаться в 2-3 раза.

Из-за такой неразберихи многие недовольные автовладельцы подавали в суд на страховую компанию, а в 2013 году перед принятием закона количество подобных судебных исков составляло более 600 тысяч.

Принятие ЕМРУ позволило решить множество проблем:

  • Уменьшение нагрузки на судебные органы.
  • Увеличение уровня прозрачности между страховыми компаниями и автомобилистами.
  • Унификация расчетов.
  • Стабилизация экономической модели ОСАГО.
  • Повышение надежности страховых компании.

Единую методику расчётов ущерба могут использовать следующие лица:

  • Страховые компании и их официальные представители, которые имеют право проводить осмотр поврежденных транспортных средств.
  • Сертифицированные экспертные организации (в том числе независимые).
  • Частные эксперты, которые прошли аттестацию и имеют лицензию.
  • Судебные эксперты, которые прошли аттестацию и имеют лицензию.

Предельные суммы страхового покрытия

Максимальная сумма страхового покрытия по ОСАГО согласно закону 40-ФЗ составляет каждому пострадавшему:

  • 400000 р. – на возмещения имущественного ущерба;
  • 500000 р. – на покрытие вреда здоровью и жизни.

Размер страхового покрытия по ОСАГО зависит от размеров причиненного ущерба. Если экспертом страховой компании (СК) установлено, что ущерб причиненный автомобилю пострадавшего составляет 400000 р. или больше, выплата будет произведена на эту сумму.

Что касается ущерба причиненного здоровью, максимальная выплата возможна в случаях со смертельным исходом и при получении инвалидности после ДТП. Об этом подробнее в соответствующем разделе этой статьи.

Сумму имущественного ущерба устанавливает эксперт страховой компании по результатам технического осмотра ТС. На этот показатель напрямую влияют следующие данные:

  • дата ДТП: год, число и месяц;
  • место происшествия: регион, область, город;
  • марка ТС;
  • год производства автомобиля и год его регистрации;
  • производственная оснастка транспортного средства;
  • общее состояние автомобиля, есть ли повреждения, которые получены до аварии;
  • состояние комплектующих, узлов, которые нужно поменять на новые.

Чтобы рассчитать сумму расходов на восстановление пострадавшего ТС представитель СК использует такие слагаемые:

  • затраты на покупку запасных частей и узлов, которые понадобятся для замены частей вышедших из строя в результате ДТП;
  • цена производимых работ;
  • общая стоимость закупаемых материалов.

Для расчета необходимой суммы на приобретение деталей применяют следующие параметры:

  • год выпуска ТС и продолжительность его использования;
  • коэффициент, уменьшающий размер положенной финансовой компенсации. На него влияет уровень износа поврежденного узла, который выражен в процентном соотношении;
  • показания одометра ТС.

Кроме стоимости восстановительного ремонта для расчета ущерба в СК учитывают также другие потери пострадавшего:

  • утрата товарной стоимости ТС (УТС) – та сумма, на которую будет снижена цена автомобиля при продаже после ДТП;
  • расходы на экспертизу при привлечении водителем независимых экспертов;
  • расходы связанные с эвакуацией ТС места аварии и стоянкой.

Для того, чтобы избежать обмана и ошибок со стороны страховых компаний Центральным банком и РСА совместно разработана Единая методика расчета ущерба полученного в результате ДТП. И ее теперь должны использовать все СК для того, чтобы определить размер ущерба и соответственно рассчитать сумму компенсации по ОСАГО.

Выплаты по ОСАГО в 2020 году порядок размер и условия

В страховую компанию нужно направить заявление вместе с пакетом оригинальных справок и копий документов. Полный комплект включает в себя следующие бумаги:

  • копию паспорта виновника аварии;
  • оригинал справки из ГИБДД;
  • копии документов на автомобиль;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии;
  • копия протокола о правонарушении или отказе в возбуждении административного дела
  • реквизиты счета, на который будут перечислена компенсация.

Структура методики

ЕМРУ представляет собой документ, с помощью которого можно рассчитать стоимость страховой компенсации. В ЕМРУ содержатся следующие сведения — определение основных терминов, алгоритмы расчетов, формулы для расчетов, справочные материалы, правила составления экспертных отчетов и так далее. С помощью этих сведений можно точно установить размер страховой выплаты на ремонт.

Единая методика расчета ущерба содержит информацию обо всех основных автомобилях, которые можно встретить в Российской Федерации (общее количество автомобильных марок — более 67 штук, а сам список периодически обновляется).

Методика имеет следующую структуру:

  • 7 основных глав, которые содержат основную информацию о расчете страховой компенсации по ОСАГО.
  • 10 приложений, которые содержат некоторую дополнительную информацию (поправочные коэффициенты, список деталей, для которых устанавливается нулевое значение износа, размер среднегодового пробега автомобилей и так далее).
  • Также существует специальная электронная база данных, которая содержит информацию о среднерыночной стоимости деталей. Называется эта база данных БЦЗ.
Тип Номер Краткое название Информация
Глава основного закона 1 Порядок определения повреждений ТС Содержит общие сведения о ЕМРУ. Также здесь указывается, что ЕМРУ была создана для того, чтобы с ее помощью можно было бы рассчитать сумму страховой компенсации при повреждении любого ТС. Здесь же оговариваются некоторые основные понятия (доказательство, обследование ТС, результат обследований), которые используются для расчета страховых выплат. Здесь же указывается информация о том, что все обследования делятся на первичные (их осуществляет аварийный комиссар или техник страховщика) и дополнительные (их осуществляет судебные и независимые эксперты).
2 Исследование обстоятельств ДТП Эта глава оговаривает вопрос изучения обстоятельств ДТП. Обстоятельства аварии изучаются при помощи специальных экспертиз, с помощью которых можно установить ключевые детали аварии (на основании этих сведений в дальнейшем можно установить виновника аварии, степень виновности, тип нарушений, которые привели к аварии, объем нанесенных повреждений и так далее). Обычно для исследования обстоятельств аварии проводится 2 экспертизы. Первая экспертиза представляет собой экспертно-сопоставительный анализ документации, которая была составлена после ДТП. Вторая экспертиза — это научно-экспертный анализ ДТП, с помощью которого можно установить характер и тип нанесенных повреждений; на основании этих данных можно составить компьютерную модель, с помощью которой можно установить виновника аварии. Если одна из сторон не согласна с выводами предыдущих экспертиз, она может провести дополнительную экспертизу, чтобы уточнить некоторые детали, которые могут иметь значение при рассмотрении дела.
3 Определение уровня расходов на ремонт Содержит ряд алгоритмов, с помощью которых можно рассчитать итоговую стоимость ремонта транспортного средства. Здесь оговариваются такие статьи расходов — покупка новых автозапчастей (мотор, фары, бампер и так далее), покупка материалов (краска, грунтовка, абразивные материалы и так далее) и услуги техников.
4 Определения уровня износа при покупке новых деталей Данная глава содержит сведения, на основании которых можно рассчитать износ старых деталей. Дело в том, что многие детали со временем портятся, поэтому при определении уровня компенсации следует из полной стоимости каждой новой детали вычесть остаточную стоимость старой детали (с учетом износа).
5 Определение стоимости уцелевших деталей, если ТС уничтожено В данной главе расписывается методика, с помощью которой можно рассчитать стоимость некоторых запчастей при условии, что ТС полностью уничтожено (при этом существует возможность повторного использования этих неповрежденных деталей). Дело в том, что нанесенные повреждения могут быть такими сильными, что машину будет практически невозможно починить, однако при этом некоторые детали могут быть исправными. На основании данных, указанных в этой главе, можно рассчитать стоимость этих исправных запчастей.
6 Определение стоимости ТС до повреждения Содержит информацию о том, как с помощью методики рассчитать стоимость транспортного средства до аварии. С помощью этих сведений можно понять, а имеет ли вообще смысл заниматься восстановлением транспортного средства. Дело в том, что иногда повреждения могут быть такими сильными, что ремонт транспортного средства не имеет смысла (например, стоимость машины до аварии может быть намного ниже стоимости ремонта). Также в этой главе указывается методика расчета среднерыночной стоимости нового автомобиля, который аналогичен поврежденному. Если оказывается, что новая машина стоит намного дешевле ремонта поврежденной машины, то человеку просто вручают деньги на покупку нового транспортного средства (ведь подсчитать стоимость машины до аварии в большинстве случаев довольно трудно).
7 Порядок утверждения справочников для расчета средней стоимости поврежденных деталей В этой главе содержится список источников, с помощью которых техник или страховщик смогут подсчитать стоимость новых деталей. Дело в том, что при расчете ущерба используется множество параметров, которые могут меняться (например, рыночная стоимость деталей). В качестве нормативных документов, содержащих необходимую информацию, используются некоторые постановления Центробанка, электронная база запчастей, ценовые нормативы и некоторые другие документы, которые не противоречат ЕМРУ.
Приложение к закону 1 Фотосъемка ДТП и поврежденного автомобиля Содержит информацию о том, как и в каких случаях необходимо зафиксировать последствия аварии на фото- или видеоаппаратуру. Эта информация пригодится как в случае оформления стандартного протокола с привлечением сотрудников ГИБДД, так и в случае оформления европротокола без участия сотрудников автоинспекции. Также эти сведения могут пригодиться в случае судебного разбирательства.
2 Типовые повреждения ТС Содержит информацию, с помощью которой можно значительно упростить процедуру классификации нанесенных повреждений. Также в этом приложении указывается, что всего существует 32 характерных повреждения.
3 Затраты на восстановление кузова некоторых транспортных средств В этом пункте содержится информация, на основании которой можно рассчитать стоимость затрат на ремонт неметаллических кузовов некоторых транспортных средств. Дело в том, что кузов некоторых иностранных и отечественных машин делают не из металла, а из некоторых других материалов (например, из специального пластика), поэтому необходима дополнительная методика для расчета ремонта такого кузова.
4 Товарные рынки и границы экономических регионов Содержит информацию о том, к каким экономическим регионам относятся те или иные области (всего 13 регионов). Дело в том, что расчет среднерыночной стоимости деталей производится с учетом экономического региона (ведь, например, цена детали в Санкт-Петербурге может значительно отличаться от цены такой же детали во Владивостоке).
5 Размер поправочных коэффициентов для определения степени износа При расчете степени износа используются 2 специальных коэффициента (в зависимости от типа и марки транспортного средства). В этом приложении можно узнать размер этих коэффициентов, чтобы верно подсчитать степень износа.
6 Размер поправочных коэффициентов для определения степени износа очень старых деталей В некоторых случаях значения 2 поправочных коэффициентов (используются для расчета степени износа) могут быть уменьшены. В этом приложении указываются сведению о том, в каких конкретно случаях это может произойти; также здесь указывается степень уменьшения этих поправочных коэффициентов.
7 Список деталей, для которых устанавливается нулевое значение износа Для некоторых поврежденных деталей устанавливается нулевое значение износа. В этом приложении представлен список этих деталей (тормозные диски, рулевые колеса, наконечники рулевой тяги и так далее).
8 Справочник среднегодовых пробегов ТС (с учетом регионов) При расчете стоимости ремонта также учитывается пробег автомобиля. В этом приложении можно узнать среднегодовой пробег транспортных средств (учитывается тип ТС и регион проживания).
9 Понижающий коэффициент K, с помощью которого можно учесть время эксплутации ТС Стоимость страховой выплаты может быть немного уменьшена в зависимости от того, какое количество времени транспортное средство находится в эксплуатации. В этом приложении указывается размер этого понижающего коэффициента (размер коэффициента зависит от типа транспортного средства и срока эксплуатации).
10 Дополнительный коэффициент K, с помощью которого можно учесть характер механических повреждений Стоимость страховой выплаты может быть изменена в зависимости от характера механических повреждений. В этом приложении указывается размер поправочного коэффициента, а сам коэффициент зависит от степени механических повреждений.
Еще по теме  Страховая компания, где лучшее ОСАГО: сколько стоит самый дешевый полис в Москве, цены автострахования

Акт осмотра транспортного средства после ДТП

В зависимости от исхода конкретного ДТП суммы страховых выплат отличаются. На их размеры влияет ряд факторов:

  • характер причиненного застрахованным вреда;
  • масштабы нанесенного ущерба;
  • способ оформления ДТП.

Рассмотрим подробнее.

Размер компенсации вреда причиненного автомобилю ограничивается максимальной суммой в 400 тыс. р., но в реальности чаще бывает намного ниже. На величину итоговой выплаты влияют следующие факторы:

  • масштаб повреждений;
  • уровень износа ТС;
  • рыночная стоимость автомобиля.

Сумма покрытия в данном случае определяется по результатам осмотра и диагностики экспертом-представителем страховой компании.

По Европротоколу

Оформление ДТП и соответственно выплаты по ОСАГО по Европротоколу проводятся в следующих случаях:

  • в аварии участвовали два водителя ТС;
  • никто из участников ДТП не пострадал физически;
  • причинен только имущественный вред;
  • нет разногласий по поводу причин ДТП, вины водителей и размера ущерба.

Максимальная сумма покрытия по Европротоколу составляет 100 000 р. каждому участнику.

Величина страхового покрытия причиненного здоровью вреда по ОСАГО зависит от размера полученных пострадавшими травм. Поэтому при ДТП важно отправить пострадавших в больницу и обязательно зафиксировать повреждения.

Возмещение будет ограничиваться суммой 500 тыс. р., но размеры выплат четко регламентируемые и составят:

  • при получении инвалидности 1 группы: 100% – 500000 р.;
  • при 2 группе инвалидности – 70% от максимума, что равно 350 000 р.;
  • при 3 группе – 50%, то есть 250 тыс. р.;
  • при получении инвалидности ребенком – 100%, то есть 500000 р.

Законом также обусловлены выплаты по более мелким повреждениям. Например, при внутренней кровопотере 1000 мл процент возмещение составит 7%, что равно 35000 р, а если кровопотеря больше – 10%.

Если один из участников ДТП погиб, страховая должна произвести следующие выплаты:

  • 475 тыс. р. родственникам или другим выгодоприобретателям погибшего;
  • 25 тыс. р. – на погребение тому, кто понесет эти затраты.

Возможно два варианта дорожно-транспортного происшествия с участием пьяного водителя:

  • в состоянии алкогольного опьянения был пострадавший;
  • пьяный был виновник.

Выплата по ОСАГО будет произведена и в первом и во втором случае. Но с некоторыми нюансами.

Выплаты по ОСАГО в 2020 году порядок размер и условия

Если пострадавший был пьян, выплату от СК виновника он получит, но это не значит, что сам не понесет расходов. За вождение в нетрезвом состоянии его, как минимум, оштрафуют.

Еще по теме  Расчет стоимости ОСАГО в Ренессанс - ОСАГО ОНЛАЙН

Если в нетрезвом состоянии был именно виновник, изначально СК совершит возмещение пострадавшим, но впоследствии будет через суд требовать от клиента возврата денег.

Если у участников ДТП есть полис ОСАГО и полис КАСКО, они сами вправе решать, каким воспользоваться. Но выплату каждый может получить только по одному полису, за исключением тех случаев, когда покрытия ОСАГО не хватает на ремонт ТС.

Стоит обратить внимание на некоторые моменты:

  1. КАСКО покрывает только ущерб нанесенный транспортному средтсву. Это значит, что при причинении вреда здоровью одного из участников происшествия, страховое покрытие возможно только по ОСАГО виновника ДТП.
  2. Если имущественный ущерб получили оба участника ДТП, виновник не может получить возмещение на ремонт ТС по ОСАГО. Соответственно он обращается в страховую за выплатой по своему полису КАСКО.
  3. Если имущественный ущерб заведомо выше, чем может компенсировать СК по ОСАГО, участникам есть смысл сразу обращаться в свою СК по КАСКО. Тем более, что обычно процесс получения возмещения по КАСКО происходит быстрее, чем по договору автогражданской ответственности.
  4. Обращение за выплатой по полису КАСКО имеет смысл и при наличии вины обоих водителей в ДТП.

Суть данного вида страхования в том, что покрывается ущерб причиненный застрахованным водителем другим участникам ДТП, так как застрахована именно его автогражданская ответственность. Сам виновник не получает по ОСАГО возмещения своих потерь в аварии.

Натуральная форма возмещения нанесенного виновником ДТП ущерба пострадавшему означает, что страховая компания компенсирует восстановление ТС путем его ремонта. Ремонт проводится в СТО, с которыми у СК заключен договор на подобные услуги. По результатам ремонтных работ СК перечисляет компании соответствующую сумму.

Согласно гл. 6 действующих правил ОСАГО к компаниям, которые допускаются к восстановительным работам по ТС за счет страхового покрытия, выставляется ряд требований:

  • ремонт должен быть произведен в срок не более 30 дней с момента доставки ТС в компанию;
  • расстояние по дорогам общего пользования от места происшествия до места нахождения СТО по ремонту не должно превышать 50 км. за исключением тех случаев, когда страховщик возмещает водителю доставку автомобиля до удобной ему ремонтной организации;
  • если с момента выпуска подлежащего ремонту ТС прошло менее двух лет, выбранное СТО должно быть официально зарегистрированным в РФ юрлицом или предпринимателем, у которого есть договор с производителем или импортером данной модели ТС.

Согласно действующим на данный момент правилам по ОСАГО, компенсация имущественного ущерба пострадавшим проводится путем перечисления средств непосредственно станции техобслуживания, которая проводит ремонт.

Денежная компенсация причиненного потерпевшему ущерба возможна в следующих случаях:

  • полное уничтожение транспортного средства;
  • гибель участника ДТП;
  • заявление о желании потерпевшего, который является инвалидом, на получение возмещения именно в такой форме;
  • получение потерпевшим тяжелых или средней тяжести физических повреждений и желание получить возмещение деньгами;
  • если стоимость ремонта превышает максимальный размер возмещения по ОСАГО, в том числе если оформление ДТП прошло по Европротоколу или если виноваты оба участника, и потерпевший не желает доплачивать за ремонт конкретной СТО;
  • при подписание между СК и потерпевшим соглашения о денежной компенсации. Страховая может согласиться на такую договоренность, когда предлагаемые ею СТО не соответствуют требованиям правил по ОСАГО.

Стоимость ремонта авто по ОСАГО рассчитывается по уже известной нам Единой методике, разработанной РСА и утвержденной Центробанком РФ.

Ср = Рпр Рм Рзч,

где Рпр, Рм и Рзч – затраты на ремонтные работы, материалы и запчасти соответственно, Ср – сумма ремонта.

n – количество видов нужных на ремонт материалов;

С – цена единицы одного вида материала;

Выплаты по ОСАГО в 2020 году порядок размер и условия

N – норма расхода конкретного вид аматериала;

К – количество деталей, на ремонт которых нужен данный вид материала.

m – количество необходимых для полного восстановления запчастей;

k – количество единиц одной детали, которые нужно заменить;

С – цена одной детали;

И – износ детали.

Затраты на проведение конкретных восстановительных работ определяются по специальному справочнику.

Как рассчитать выплату по ОСАГО при ДТП

Использование этих формул самостоятельно – достаточно не простой процесс. Поэтому, например, на сайте РСА есть специальная форма, куда можно внести все требуемые данные и рассчитать стоимость ремонта.

Например, для восстановления автомобиля нужно покрасить передний бампер. Стоимость такой работы составит 400 р., и на нее уйдет 0,8 нормо-часа. Значит реальная стоимость работы равняется 400*0,8=320 р. Кроме этого бампер нужно подготовить к окрашиванию. По справочнику эта работа стоит 500 р. и на нее требуется 0,6 нормо-часов. Следовательно, стоимость составит: 500*0,6=300. Полная стоимость ремонта будет равна 300 320=620 р.

Для получения направление на ремонт по ОСАГО необходимо подать в страховую компанию следующие документы:

  • заявление на страховое возмещение;
  • копии документов владельца ТС: паспорта и водительского удостоверения;
  • копии полисов ОСАГО виновника и пострадавшего;
  • справка о ДТП из автоинспекции или извещение о дорожном происшествии;
  • копии постановления об административном правонарушении и соответствующего протокола;
  • справка о том, что уголовного преследование не требуется.

Впоследствии к данному пакету документов прилагается акт осмотра экспертами поврежденного автомобиля.

После получения экспертизы и принятия решения о признании ДТП страховым случаем автовладельцу выдается направление на ремонт авто в определенную организацию.

Сайт РСА дает возможность потерпевшим в ДТП самостоятельно рассчитать стоимость восстановительных работ по их автомобилю с учетом износа. Предлагаемый калькулятор позволяет рассчитать среднюю стоимость:

  • деталей на автомобиль;
  • нормо-часа ремонтных работ;
  • необходимых материалов.

Для расчета стоимости запчастей необходимо ввести в калькулятор следующие данные:

  • дату дорожно-транспортного происшествия;
  • регион;
  • марку ТС;
  • номер необходимой запчасти;
  • подтвердить запрос введением кода безопасности;
  • отправить заявку.

Результатом этих действий будет выведение на экран таблицы с указанием средних цен на требуемые детали.

После аварии необходимо составить акт осмотра транспортного средства (обычно этот документ составляется экспертами при участии людей, которые попали в аварию).

Акт осмотра ТС должен включать в себя следующую информацию:

  • Причина проведения осмотра транспортного средства (в нашем случае это будет ДТП).
  • Точная дата начала и окончания осмотра ТС.
  • Точный адрес. Если авария произошла возле какого-либо дома — название улицы и номер дома, если авария произошла на перекрестке — названия улиц, если авария произошла вдали от каких-либо населенных пунктов — название трассы, номер километра и направление движения.
  • Полная информация о собственнике, а также информация о человеке, который находился за рулем во время аварии (ведь в общем случае за рулем может находиться не владелец авто, а какой-либо другой человек, например, друг владельца автомобиля).
  • Информация о транспортном средстве — комплектация, начало эксплуатации, пробег и так далее.
  • Информация о повреждениях, которые возникли до ДТП. Следует указать не только все старые повреждения, но и указать вид повреждений, их расположение и так далее. Если был произведен ремонт или менялись запчасти — этот факт также необходимо отразить в акте.
  • Информация о повреждениях, которые возникли вследствие ДТП. Следует указать не только все имеющиеся повреждения, но и указать вид повреждений, их расположение и так далее.
  • Если для проведения дополнительной экспертизы бралась какая-либо деталь на анализ, этот факт необходимо отразить в акте.
  • Также следует указать в акте текущее состояние автомобиля. Если автомобиль был эвакуирован — следует отразить в акте информацию о том, куда и как было эвакуировано транспортное средство.
Еще по теме  Сроки прохождения техосмотра для новых автомобилей в 2019 году

Лимит ответственности по ОСАГО в России: что это такое и от чего зависит

Лимит ответственности застрахованного по ОСАГО в России зависит от регламентированных соответствующим законом максимально возможных сумм возмещения. Соответственно его размер составляет 400 тыс. р. на возмещение имущественного ущерба и 500 тыс. р. на покрытие вреда нанесенного здоровью каждому пострадавшему.

Увеличение лимита ответственности водителя возможно путем приобретения полиса добровольного страхования автогражданской ответственности. Условия по таким договорам каждая страховая компания разрабатывает самостоятельно.

Преимущество ДСАГО в том, что сумма возмещения причиненного виновником ДТП ущерба практически не ограничена и может достигать 30 млн. р. Страховая премия по таким полисам соответственно тоже больше, чем по обычным, и по разным компаниям составляет:

  • от 1000 до 2000 р. при максимальной сумме возмещения 300-500 тыс. р.;
  • от 3000 до 6000 р. при страховой сумме 1-1,5 млн.р.;
  • 12 000 – 18000 р., если сумма договора достигает 30 млн.р.

При наличии у виновника ДТП только полиса ОСАГО сумму ущерба не покрытую страховой компанией обязан возмещать пострадавшим он сам.

Если у водителя, который спровоцировал аварию оформлен полис ДСАГО, недостающая сумма будет компенсирована по добровольному договору.

В том случае, если нанесенный ущерб выше, чем может покрыть страховая по ДСАГО, недостающую сумму должен компенсировать виновник.

Правила проведения экспертизы расчета по РСА

Единая методика рассчетов ущерба содержит специальные правила, которые регулируют проведение специальных экспертиз, с помощью которых можно определить размер денежной компенсации.

ЕМРУ требует, чтобы эксперты соответствовали следующим требованиям:

  • У них должно быть высшее техническое образование.
  • Они должны пройти специальные экспертно-технические курсы. В конце они должны успешно сдать экзамен.
  • Они должны хотя бы 1 раз в 5 лет проходить курсы повышения квалификации.
  • Минимальный профильный стаж — 12 месяцев.
  • После получения лицензии на проведение экспертизы информация об эксперте вносится в специальный список техников-автоэкспертов. Этот список можно найти на сайте РСА. Из этого реестра можно узнать следующую информацию об эксперте — полное имя, город, юридический статус, сроки аккредитации, контактные данные и так далее.

Установление размера выплат — основная формула

Единая методика расчета ущерба содержит информацию о том, как правильно рассчитать размер страховой компенсации.

Для расчетов используется следующая формула:

  • РК = СР СМ СД.
  • РК — это общий размер компенсации.
  • СР — это стоимость ремонта.
  • СМ — это стоимость материалов.
  • СД — это стоимость деталей, которые подлежат замене.
  • При расчете этих показателей учитывается среднерыночная стоимость деталей, материалов и ремонтных работ. Максимальная степень отклонения от среднерыной стоимости может составлять не более 10%.
  • При расчете стоимости работ (СР) и материалов (СМ) учитывается дата и регион аварии.
  • Расчет СР и СМ происходит на основании нормативов, указанных в приложении №3.
  • Учитываются только те повреждения, которые были нанесены вследствие ДТП. Если, например, машину кто-либо поцарапал до ДТП, то страховая компания не будет давать деньги на закрашивание царапины.
  • Также следует помнить, что при расчете стоимости деталей (СД) следует учитывать износ. Для этого необходимо расчитать поправочный коэффициент по специальной сложной формуле; после этого нужно от единицы отнять этот коэффициент, а получившийся результат следует умножить на параметр СД.

    Следует понимать, что поправочный коэффициент будет всегда меньше единицы, поэтому полную рыночную стоимость поврежденной детали вам не вернут.

    И это справедливо — ведь со временем многие детали изнашиваются, а если вы попали в аварию, то страховая компания должна лишь компенсировать рыночную стоимость старой детали.

  • Если общий размер компенсации превышает стоимость нового автомобиля той же марки и модели, то страховая компания выдаст деньги не на ремонт, а на покупку нового автомобиля. Зачастую этот подход используется, когда повреждений так много, что гораздо дешевле купить новую машину, чем ремонтировать старую.

Как посчитать ущерб по ОСАГО

Давайте попробуем самостоятельно подсчитать размер ущерба:

  • Пусть у нас имеется автомобиль CHERY TIGGO (T11). Предположим, что машина была выпущена в 2012 году. Ее пробег составил 70 тысяч километров.
  • В марте 2016 года произошла авария.
  • Давайте подсчитаем сперва степень износа. Для этого можно воспользоваться специальной сложной формулой; также можно воспользоваться специальным онлайн-калькулятором. Вне зависимости от метода расчета мы получим степень износа, которая составляет 0,35 (или 35%).
  • Напомним, что размер компенсации считается по следующей формуле: размер компенсации (РК) = стоимость материалов (СМ) стоимость ремонта (СР) стоимость деталей (СД).
  • Рассчитаем сперва параметр СД (стоимость деталей). Пусть нам следует купить бампер, правую фару и крепление для правой фары. Для этого зайдем на несколько сайтов и узнаем, сколько будет стоить одни и те же детали на разных сайтов (мы посетим 3 сайта). После этого следует расчитать среднее арифметическое (это и будет среднерыночная стоимость). Пусть бампер будет стоить на разных сайтах 3.600, 3.400 и 3.200 рублей — тогда среднее арифметическое будет 3.400 рублей. По такой же самой схеме рассчитаем стоимость фары и крепления для фары — пусть их среднерыночая цена будет составлять 3000 рублей и 800 рублей соответственно. Теперь сложим эти три цифры — получим 7.200 рублей. Теперь рассчитаем стоимость деталей с учетом износа: (1 — 0,35) * 7.200 = 4.680 рублей.
  • Рассчитаем теперь параметр СР (стоимость ремонта). Пусть нам нужно лишь отремонтировать колесную арку и провести колесную балансировку. Пусть среднерыночная цена нормо-часа в 1 и 2 случае составляет по 1.000 рублей. Теперь откроем приложение №3 — там указано, что норматив составляет 3,0 и 0,1 в первом и втором случае соответстенно. Рассчитаем СР: СР = 3,0 * 1.000 0,1 * 1.000 = 3.100 рублей.
  • Теперь рассчитаем параметр СМ (стоимость материалов). Пусть нам следует покрасить новый бампер и крепление для бампера. Предположим, что среднерыночная цена нормо-часа составляет 1.200 и 500 рублей соответственно. Откроем приложение — там указано, что норматив составляет 1,0 и 0,4 соответственно. Рассчитаем СМ: СМ = 1,0 * 1.200 0,4 * 500 = 1.200 200 = 1.400 рублей.
  • Теперь у нас есть все данные. Рассчитаем теперь размер страховой выплаты: РК = СМ СР СД = 1.400 3.100 4.680 = 9.180 рублей.

Заключение

Теперь вы знаете о том, что из себя представляет ЕМРУ. Подведем итоги. Во-первых, ЕМРУ является основным методом, с помощью которого можно точно установить размер страховой компенсации при ДТП. Во-вторых, ЕМРУ представляет собой документ, который состоит из 7 глав и 10 приложений, где содержится вся основная информация о методике.

В-третьих, чтобы рассчитать размер компенсации, необходимо знать следующие параметры — стоимость новых деталей, степень износа деталей, стоимость материалов, стоимость ремонта и так далее.

Оцените статью
Портал о страховании
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.