Аудиторская проверка специфических объектов страховой деятельности > Учет и аудит в страховании

ОСАГО

Особенности внутреннего аудита страховой компании

Метод фактической проверки позволяет аудитору получить наиболее точную информацию о состоянии доходов и расходов экономического субъекта. Документальная проверка — это проверка соблюдения правил учета операций страховщика (страховых, инвестиционных, финансовых и пр. в соответствии с действующим законодательством), т.е.

проверка документов по признанным доходам и расходам, записей по ним. В документальную проверку при аудите страховых компаний входит формальная проверка документов, которая предполагает проверку правильности заполнения реквизитов, наличия неоговоренных исправлений, дописок в тексте, подлинности подписей, правильности арифметических подсчетов, проверку документов по существу и т.д. Подтверждение — это сверка расчетов, подтверждение реальных остатков о доходах и расходах, запросы третьим лицам.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

— сопоставление данных отчетности с плановыми;

— сопоставление остатков по счетам и др.

Полученные в результате проведения аудиторских процедур при аудите страховых компаний доказательства обязательно документируются, т.е. соответствуют рабочим документам внутреннего аудита, которые доводят до руководителей хозяйствующего субъекта (страховой организации и ее филиалов). В рабочих документах внутреннего аудита делаются выводы о влиянии выявленных нарушений по доходам и расходам на достоверность бухгалтерской отчетности и налогообложение по каждой аудиторской программе с набором последовательно выполненных аналитических процедур.

Аналитические процедуры имеют различное содержание, в их осуществлении могут применяться любые методы и приемы. Следует заметить, что невозможно дать унифицированное поэтапное описание всех аналитических процедур в процессе проведения аудита страховых компаний, поскольку в значительной мере их содержание, последовательность и периодичность выполнения задаются самим аудитором.

Цель аудита доходов в страховой организации — выражение мнения о достоверности, соответствии доходов действующему законодательству Российской Федерации, правилам, стандартам, внутренним распорядительным документам, использование результатов внутреннего аудита страховой компании в совершенствовании бизнес-процессов, управлении рисками и принятии эффективных решений в соответствии с «ожиданиями» руководства от проведенной работы службой (работником) внутреннего аудита.

Еще по теме  Отчетность по страховым взносам составление ответственность

— отчет о финансовых результатах страховщика;

— договоры страхования, сострахования, перестрахования;

— договоры аренды и др.;

— приказы об учетной политике, учетные регистры по счетам;

— первичные документы, подтверждающие доходы.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

— аудит доходов по страховой деятельности;

— аудит доходов, не связанных со страховой деятельностью.

Аудит доходов предполагает проверку обоснованности отнесения тех или иных поступлений к доходам страховой организации и последующую проверку правомерности их отражения по соответствующим строкам отчета о финансовых результатах страховщика.

Большое внимание в процессе внутреннего аудита страховой компании уделяется проверке документального подтверждения доходов, для этого необходимо определить правомерность признания доходов.

В процессе внутреннего аудита страховой компании очень важно контролировать правильность отражения доходов на счетах бухгалтерского учета и в отчетности. После сопоставления отчетных показателей с данными синтетического и аналитического учета аудитор изучает документы, на основании которых осуществлялись страховые выплаты. Если возникают сомнения, то аудитор предлагает при возможности внести изменения в показатели учета и отчетности.

Аудитор устанавливает возможность сальдирования прочих доходов и расходов в отчете о финансовых результатах страховщика, т.е. отражения доходов за минусом расходов, относящихся к ним. В качестве исходной информации подтверждения обоснованности доходов используются материалы горизонтального и вертикального анализа состава и структуры доходов страховой организации.

Аудит обоснованности состава доходов по горизонтали позволяет оценить, в какой части из составляющих дохода произошли наибольшие отклонения (желательные и нежелательные), каковы темпы роста. Проверка обоснованности состава доходов по вертикали дает возможность составить профессиональное мнение о том, какая составная часть имеет наибольший удельный вес в общей сумме дохода.

Порядок информирования руководства (акционеров) о всех нарушениях, допущенных специалистами соответствующих страховых подразделений, относится к компетенции общего собрания акционеров (участников) страховой организации.

Еще по теме  Как ИП и ООО уменьшить ЕНВД на сумму страховых взносов уменьшение ЕНВД для ИП в 2020 году

— учетная политика, учетные регистры по счетам учета затрат;

— первичные документы, подтверждающие расходы.

— аудит расходов по ведению страховой деятельности;

— аудит расходов, не связанных со страховой деятельностью.

В процессе аудита страховой компании контролируется правильность отнесения расходов к соответствующей группе, что осуществляется в соответствии с основными видами деятельности страховщика, предусмотренными учредительными документами. Процедуры аудита расходов зависят от положений учетной политики, в которой предусмотрены способы признания расходов на оказание страховых услуг и порядок распределения общехозяйственных расходов.

Аудит расходов проводится с проверкой обоснования и документального подтверждения затрат, понесенных страховщиком при условии, что они произведены для ведения деятельности, направленной на получение дохода.

— направлениям страховой деятельности, направлениям расходов;

— характеру и условиям формирования;

— видам страховых операций;

— формам страхования;

— видам страхования;

— виду (составу) расходов;

— связи с временным периодом;

— отношению к объему работ;

— способу отнесения расходов на объект калькулирования;

— калькуляционному признаку (по статьям калькуляции);

— элементам затрат (статьям сметы затрат);

— способу оценки;

— влиянию на налоговую базу;

— источникам формирования информации, заложенным в текущем бухгалтерском и налоговом учете, для составления отчетности (форма N 2-страховщик)

— какие произошли изменения в сумме, за счет каких направлений деятельности получены нежелательные отклонения;

— какие произошли изменения в структуре расходов, как изменился удельный вес расходов по страховой и нестраховой деятельности, какая информация это подтверждает?

Материалы аудиторской проверки при аудите страховой компании по расходам, оценкиэффективности системы внутреннего контроля с анализом причин выявленных по результатам проверок нарушений и недостатков следует доводить до руководства (в том числе акционеров) страховой организации.

Расходы на ведение дела предназначены для финансирования деятельности страховой организации, они закладываются в нагрузку брутто-ставки. Страховая деятельность имеет отличительные особенности, что вызывает возникновение расходов, свойственных только деятельности страховых организаций.

Еще по теме  Читать книгу Страховое право А. И. Худякова : онлайн чтение || Просмотр книги Страхование - Абрамов ВЮ - Глава 104 Права и обязанностиучастников страховых правоотношений

— оплата труда сотрудникам организации;

— комиссионные вознаграждения, уплаченные за оказание услуг страхового агента (брокера);

— оплата консультационных и информационных услуг, услуг по аудиторской проверке в целях подтверждения достоверности отчетности;

— возмещение (при наличии подтверждающих документов) страховым агентам расходов по проезду от места жительства до места нахождения страховщика и обратно в дни, установленные для явки, компенсация страховым агентам расходов по проезду на участке работы;

— оплата услуг организаций за выполнение ими письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы путем безналичных расчетов;

— расходы на командировки;

— оплата услуг учреждений здравоохранения и других организаций по выдаче справок, статистических данных, заключений и т.п.;

— оплата услуг (комиссионные вознаграждения) специалистов (экспертов, сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов, адвокатов, сотрудников детективных агентств и др.), привлекаемых для оценки страхового риска, определения страховой стоимости имущества и размера страховой выплаты, оценки последствий страховых случаев по урегулированию страховых выплат;

— расходы на изготовление страховых свидетельств, бланков строгой отчетности, квитанций и т.п.;

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

— расходы на публикацию отчетности;

— другие расходы, связанные со страховой деятельностью.

— переменные относятся на отдельный вид страхования, отдельный договор страхования;

— постоянные расходы распределяются на весь портфель заключенных договоров страхования; удельный вес этих расходов сравнительно невелик.

— контроль за экономичностью деятельности и выявление источников потерь;

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

— установление величины страховой премии, необходимой для покрытия затрат.

Оцените статью
Портал о страховании
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.