Генеральный полис страхования грузов — некоторые особенности и положительные стороны

От сущности к существенным условиям генерального договора

В качестве страхователя может выступать отправитель или получатель.
Учитывая, что сам доставляемый товар может сменить владельца, будучи в
пути, закон позволяет заключить генеральный полис страхования грузов от любого
заинтересованного лица на выгодоприобретателя.

По аналогии со стандартным полисом страхования грузов, в случае с
генполисом объектом выступает товар в пути. Рисковые программы те же – от
всех рисков, выборочное покрытие (оговорки ICC). Отличие состоит в том, что
по генеральному полису заявляться на каждый рейс не нужно – достаточно
определить группы товаров (или укрупненных их категорий) и объем
ответственности сторон (лимиты выплат и франшиза).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Наличие генерального полиса не отменяет возможности получения полиса
страхового. Эти документы в данной программе различаются принципиально, и
знать об их отличиях важно каждому страхователю.

  • Генеральный полис представляет собой договор, заключенный на
    определенный срок, и покрывающий страхованием несколько поставок
    однородных товаров.
  • Страховой полис – документальное сопровождение для отдельно взятого
    рейса. Выдается страховщиком страхователю по запросу последнего.
    Рассматривается как дополнение к основному договору (генполису). При
    разночтениях пунктов приоритетными условиями являются те, что прописаны
    в страховом полисе (так как он является дополнением, заключенным после
    подписания основного договора и вносит в него изменения).

Чтобы не повторять содержание гражданско-правовых норм гл. 48 «Страхование» ГК РФ, приведем сокращенное, но вполне соответствующее закону (ст. 929 ГК РФ) и отражающее сущность правоотношений определение договора страхования: это соглашение между клиентом и страховой компанией, в силу которого последняя обязуется за обусловленную договором страхования плату (страховую премию) при наступлении страхового случая выплатить страховое возмещение.

Данное определение целиком и полностью подходит для разового соглашения о страховании конкретной партии груза. Напомним, что такое соглашение должно содержать все существенные условия договора имущественного страхования (ст. 942 ГК РФ): сведения о застрахованном грузе, его действительной стоимости (страховой сумме), характере события, признаваемого страховым случаем, и сроке действия договора страхования {amp}lt;1{amp}gt;.

Заметим, что в большинстве случаев на момент подписания генерального соглашения о страховании грузов стороны лишены возможности конкретизировать некоторые существенные условия договора страхования — информацию о застрахованном грузе и его действительной стоимости (страховой сумме). В первой части статьи (в N 9), изучая положения об объекте страхования, мы выяснили, что в договоре груз необязательно должен быть индивидуализирован, достаточно определить родовые признаки, объединяющие совокупность страхуемого имущества (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.11.2003 N 75).

Но при заключении генерального договора и это требование не всегда выполнимо. Безусловно, производитель, выпускающий определенную продукцию и страхующий ее, в состоянии сформулировать родовые признаки тех товаров, которые он отгружает покупателям. А вот, например, транспортная компания, которая также вправе выступать в качестве страхователя по генеральному договору страхования грузов, не может знать наперед, каков будет перевозимый ею груз (сегодня — продукты питания, завтра — бытовая техника, послезавтра — стекло и т.д.). Это осложняет определение и второго существенного условия договора — страховой суммы.

Приведем выдержки из стандартного генерального договора страхования грузов в части согласования таких условий, как объект страхования и страховая сумма.

    1 сентября 2009 г.                                            г. Москва

ОАО «Гарант», именуемое в дальнейшем страховщик, в лице генерального директора Иванова И.И., действующего на основании устава, с одной стороны, и ОАО «Парное молоко», именуемое в дальнейшем страхователь, в лице генерального директора Петрова П.П., действующего на основании устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

Приверженцы данной позиции считают, что в некоторых случаях, например, при страховании товаров в обороте или грузов, подлежащих транспортировке, объект в договоре имущественного страхования может быть описан в форме способа, с помощью которого производится его индивидуальное определение в дальнейшем.

Непременный критерий для описания объекта страхования — возможность установить (при наступлении страхового случая), действительно ли вред причинен тому интересу, в отношении которого осуществлялось страхование. Именно такой подход к квалификации генерального договора страхования груза был выработан при рассмотрении описанной выше ситуации судьями кассационной инстанции (Постановление ФАС СЗО от 05.04.

2006 N А56-17907/04). Арбитры указали, что существенные условия договора об объекте страхования и страховой сумме в спорном генеральном договоре можно считать согласованными, пусть они и сформулированы таким образом, что позволяют конкретизировать данные величины лишь в будущем, когда поступит заявка на страхование и будет оформлен страховой сертификат.

Относительно несовпадения дат выдачи сертификата и утраты груза судьи отметили следующее. Согласно генеральному договору после получения заявки клиента (не позднее одного рабочего) страховая компания должна была принять решение о страховании груза и по факсу направить клиенту сертификат. Заявка была направлена страховщику 30 апреля, а сертификат выписан 5 мая, так как 1 и 2 мая — праздничные дни, 3 и 4 мая — выходные.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Судьи сочли данное обстоятельство свидетельством того, что страховщик принял на себя обязательства по страхованию указанной партии груза, хотя сертификат выдал уже после его уничтожения. Поскольку утрата груза произошла в период действия генерального договора, страховая компания обязана была выплатить страховое возмещение по данному страховому случаю.

Что еще можно добавить в пользу данного подхода? Вспомним более привычные положения о договоре купли-продажи. Рамочный договор купли-продажи продукции вовсе не обязательно конкретизируется в части таких существенных условий, как наименование и количество товара (см. статью М.О. Денисовой «Продукция в рознице, а право собственности у производителя», N 6, 2009, с. 13).

В нем (чтобы договор был признан заключенным) достаточно описать порядок их определения в будущем, например, посредством согласования данных условий в приложениях, спецификациях на основании заказов покупателей с последующим оформлением товарно-транспортных накладных. И только когда в договоре купли-продажи нет ссылки даже на способ определения его существенных условий, он может быть признан незаключенным, а поставки, осуществленные в рамках такого договора, квалифицируются в качестве самостоятельных сделок купли-продажи.

Согласитесь, сходство со страхованием по генеральному полису налицо. Есть рамочный договор страхования, и есть конкретные партии страхуемых грузов. Если в генеральном договоре грамотно описаны способы определения объекта страхования и страховой суммы, то каждая поставка считается застрахованной в рамках генерального договора.

Если же генеральный договор не содержит указания на способы согласования его существенных условий, страхование каждой партии груза следует рассматривать как отдельный договор страхования, подтвержденный страховым полисом. Автору близок именно такой подход к квалификации генерального соглашения страхования грузов.

Еще по теме  Автоюрист Ростов-на-Дону, бесплатные круглосуточные консультации

Мы не напрасно уделили достаточно много внимания определению правового статуса генерального договора страхования, поскольку от того, как мы квалифицируем сам договор, зависит учет страховой премии (взносов). Ее учет зависит и еще от двух факторов:

  • способа ее внесения, предусмотренного договором;
  • срока действия договора.

Пример 1. ОАО «Парное молоко» заключило в декабре 2009 г. с ОАО «Гарант» генеральный договор страхования грузов. Первые две партии застрахованной продукции были отгружены в январе 2010 г. с периодом страховой защиты:

  • по первой отгрузке — с 11.01.2010 по 15.01.2010 включительно;
  • по второй — с 25.01.2010 по 05.02.2010 включительно.

Третья отгрузка состоялась уже в феврале 2010 г. — период страховой защиты с 08.02.2010 по 15.02.2010 включительно.

Страховые премии по указанным трем отгрузкам составили соответственно 4000, 5000 и 2500 руб. Уплачены в сроки, установленные договором.

Генеральный договор заключен на следующих условиях (в части уплаты страховой премии и срока действия договора).

    1 декабря 2009 г.                                             г. Москва

Страховая премия исчисляется по ставке 0,5 процента от страховой суммы по каждой отдельной партии груза, если иное не установлено в страховом полисе по конкретной партии застрахованных грузов.

«Многоразовая» страховка перевозок: как она работает?

Страхование по генеральному полису
– это сопровождение единым договором страховки целой серии однотипных
грузов. Соглашение заключается единожды, а покрытие распространяется либо
на все рейсы, осуществляемые в период его действия, либо на каждую поставку
начиная с момента отгрузки товара перевозчику.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Преимущества генполиса для страхователя:

  • экономия времени и сил на организацию страхового сопровождения
    (особенно актуально при нерегулярном экспорте и импорте);
  • сниженные тарифные ставки страховщика;
  • упрощенная программа страхования каждого отдельного рейса.

Тариф от 0,02%

Страховщику такой формат отношений позволяет сократить документооборот,
снизить риски, работая с постоянным партнером (за счет чего и снижаются
риски). При этом страховая компания, заключая долгосрочный договор,
получает постоянного клиента и информацию по его работе (для мониторинга
его надежности).

Хотя делить их на два «лагеря» не совсем правильно. По сути, одна из них является модификацией другой. Суть и принцип работы обоих вариантов страхования грузовых перевозок на серию рейсов одна:

  • перевозчик возит однородные грузы;
  • есть примерный график доставок;
  • есть ориентировочная стоимость партий одного рейса.

Расчет по контракту «многоразового» действия может производиться по факту. Сумма возмещений оговаривается заранее. Срок генерального полиса страхования грузов может быть ограниченным или неограниченным.

Но первый вид страховки на серию рейсов доставок все-таки предполагает привязку к каждой перевозке.

  1. Стороны оговаривают график доставок и стоимость рейса.
  2. Сумма покрытия может устанавливаться и для отдельной перевозки, и в целом по контракту.
  3. С заданной частотой страховщик получает бордеро. Это отчет о доставках за конкретный период.
  4. При необходимости каждая перевозка может сопровождаться сертификатом. Это актуально в международном страховании грузов, когда документы требуют на таможне.
  5. Сам генполис является основным договором. Разовые сертификаты – либо подтверждением его заключения, либо приложениями.

Плюс программы – упрощение процесса. Минус – обязательство страхователя отчитываться по всем рейсам, передавать информацию о будущей поездке.

Этот «недочет» генполиса страхования грузов (который, по сути, является гарантией страховщика) и призвана устранить вторая программа. Ее
принцип действия проще:

  • страхователь единожды обращается в страховую компанию (цена которой ему более всего подошла при расчете на нашем едином калькуляторе), чтобы обговорить
    детали;
  • страховщик проводит проверку транспорта и репутации клиента;
  • устанавливается один предел покрытия на весь срок действия, от которого считается и стоимость страхования грузов по единому договору.

И все – дальше покупатель страховки ездит по своему графику. Не предоставляет информацию по каждому рейсу или количеству перевозок, осуществленных одной
машиной за установленный период. Не отчитывается по результатам своей работы.

Срок действия договора

Срок действия генполиса может отличаться (от стандартного года с
возможностью автоматической лонгации до 3–5 лет, что чаще встречается на
Западе). При этом важно различать срок действия страхового договора и,
собственно, страхового сопровождения. Договор может действовать, а
страховка – нет. Тогда и выплат при инциденте не будет.

Обычно страховое сопровождение начинает действовать с момента отгрузки
товара перевозчику (или его отправки со склада грузоотправителя).
Заканчиваться этот период может как за день до истечения срока договора,
так и за несколько месяцев.

Суммы возмещений обычно оговаривается на двух уровнях:

  • максимум на каждый отдельный инцидент (часто рассчитывается как
    предельная стоимость указанной группы товара в объеме, умещаемом на
    одной единице транспорта);
  • максимум на все возможные страховые события в течение срока действия
    генполиса.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

При всех достоинствах генерального полиса, данный страховой продукт
является одним из самых сложных в плане его законодательного регулирования.
Здесь важно очень точно определить базовые условия программы. Без опыта
работы с генеральными полисами сделать это сложно.

Еще по теме  Страховка при переоформлении авто

Но наши клиенты нашли эффективное решение – онлайн-консультации экспертов
СА «GALAXY страхование». Мы не только поможем сориентироваться с пунктами
соглашения, но и рассчитаем стоимость КАРГО от самых надежных партнеров
российского страхового рынка.

Страховая стоимость каждой партии застрахованных грузов определяется в соответствии с данными страхователя и указывается страхователем в извещении о перевозке грузов.

Страховая сумма по каждой партии застрахованных грузов устанавливается равной страховой стоимости груза, но не более 1 000 000 (одного миллиона) руб. по одной отгрузке на одном перевозочном средстве.

Общая страховая сумма по настоящему договору определяется как сумма страховых сумм по отдельным перевозкам, принятым страховщиком на страхование в соответствии с условиями настоящего договора.

Согласно приведенным положениям Генерального договора страхования груза существенные условия об объекте страхования и страховой сумме в нем не определены, а лишь согласованы способы их определения в будущем.

Получается, что два из четырех существенных условий договора невозможно согласовать на момент его подписания. Значит, и сам договор может быть признан незаключенным (ст. 432 ГК РФ)? Не будем торопиться с выводами, посмотрим, что говорят на этот счет правоведы.

Следует констатировать, что единого мнения по данному вопросу не выработано. Приведем два подхода к квалификации генерального договора страхования груза.

Настоящий договор вступает в силу с 00.00 «2» декабря 2009 г.

Начало действия страхования (страховой защиты) в отношении каждой партии застрахованных грузов устанавливается с момента начала транспортировки грузов из пункта отправления.

Генеральный полис страхования грузов - некоторые особенности и положительные стороны

Действие страховой защиты в отношении каждой партии груза продолжается в течение всей перевозки, а также перегрузок/перевалок груза в пути следования.

При неуплате страхователем очередного страхового взноса по каждой перевозке период действия страховой защиты приостанавливается на время задержки платежа. События, произошедшие в период задержки платежа, страховыми случаями не признаются, и выплата страхового возмещения по ним не производится.

Окончание действия страхования (страховой защиты) в отношении каждой партии застрахованных грузов устанавливается в момент прибытия транспортного средства с грузами в пункт назначения.

Окончание срока действия настоящего договора — 24.00 «1» декабря 2010 г.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Итак, генеральный договор страхования заключен сроком на год. Он вступит в силу 02.12.2009, то есть в IV квартале 2009 г. При этом реально страхование грузов и затраты, связанные со страхованием, возникают в I квартале 2010 г. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 18), при наличии следующих условий (п. 16):

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (организация передала актив, либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива).

Вместе с тем на основании п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ {amp}lt;2{amp}gt; затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.

Примечание. Отчетными периодами для целей бухгалтерского учета являются месяц, квартал и год (п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ).

             Содержание операции            
  Дебет 
 Кредит 
  Сумма,  
руб.
                            В январе 2010 года                           
Уплачена страховая премия по первой партии  
груза
   76   
   51   
   4000   
Сумма страховой премии отнесена на затраты  
текущего месяца
   44   
   76   
   4000   
Уплачена страховая премия по второй партии  
груза
   76   
   51   
   5000   
Сумма страховой премии отнесена на расходы  
будущих периодов
   97   
   76   
   5000   
Отнесена на затраты текущего месяца         
соответствующая часть страховой премии по
второй партии груза
(5000 руб. / 12 дн. x 7 дн.) {amp}lt;*{amp}gt;
   44   
   97   
   2917   
                           В феврале 2010 года                           
Отнесена на затраты текущего месяца         
соответствующая часть страховой премии по
второй партии груза
(5000 руб. / 12 дн. x 5 дн.) {amp}lt;*{amp}gt;
   44   
   97   
   2083   
Уплачена страховая премия по третьей партии 
груза
   76   
   51   
   2500   
Сумма страховой премии отнесена на затраты  
текущего месяца
   44   
   76   
   2500   

В налоговом учете дело с признанием затрат на страхование обстоит сложнее. Итак, расходы на добровольное имущественное страхование включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат (п. 3 ст. 263 НК РФ) в порядке, закрепленном в п. 6 ст. 272 НК РФ. Применение данного пункта вызывает множество вопросов.

Всего он состоит из трех предложений. В первом сказано, что расходы по страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов. Однако второе и третье предложения устанавливают частные случаи признания «страховых» расходов.

Так, если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Если же по условиям договора страхования предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Еще по теме  Нужно ли ОСАГО при покупке автомобиля и при продаже

Примечание. Согласно ст. 285 НК РФ отчетными периодами по налогу на прибыль признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года. Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

Таким образом, нам необходимо понять, какое из трех названных положений следует применять в данном конкретном случае. Рассмотрим каждое из них.

Расчет всего за 10 минут

Первое предложение, содержащее указание на возможность учета расходов на страхование в том отчетном (налоговом) периоде, в котором фактически была выплачена страховая премия, большинство экспертов считает мертвой нормой, так сказать, пережитком прошлого. Дело в том, что до внесения Федеральным законом от 24.07.

2007 N 216-ФЗ поправок в п. 6 ст. 272 НК РФ данное положение повсеместно использовалось в целях признания затрат по договорам страхования с условием о рассрочке уплаты страховой премии, поскольку в случае ее уплаты разовым платежом уже действовало условие о равномерном признании расходов на страхование.

Теперь НК РФ предусматривает равномерность признания страховой премии и в случае ее внесения в рассрочку, поэтому сложилось мнение, что первое предложение п. 6 ст. 272 НК РФ в сущности бесполезно и его можно использовать разве что для признания затрат на страхование по договорам, заключенным на срок менее одного отчетного периода.

Однако у автора на этот счет иное мнение, поскольку для ситуации, описанной в примере, ни одно из двух других положений п. 6 ст. 272 НК РФ не подходит. И то, и другое положение относится к договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода. С этим никаких проблем. Действительно, генеральный договор страхования грузов заключен сроком на один год, следовательно, на несколько отчетных периодов.

А вот со способом уплаты страховой премии проблема. По условиям генерального соглашения оплата страховой премии производится по каждой перевозке застрахованных грузов единоразово. При этом в рамках данного соглашения совершается несколько таких платежей. Как расценить данный факт — как уплату страховой премии разовым платежом или в рассрочку?

Предмет договора

Настоящий договор регламентирует условия страхования в отношении отдельных партий грузов, заявленных страхователем и принятых страховщиком на страхование в течение срока действия настоящего договора.

В соответствии с условиями настоящего договора страховая защита в отношении застрахованных грузов действует в период их перевозки автомобильным транспортом в пределах территории страхования.

Действие настоящего договора распространяется на каждую перевозку отдельной партии грузов, принятой страховщиком на страхование, о которой было заявлено страховщику в извещении о перевозке грузов.

Партия груза может быть принята на страхование при условии отправки страхователем извещения о перевозке грузов не позднее 5 (пяти) рабочих дней до начала перевозки. При неполучении страховщиком извещения о перевозке грузов в установленные настоящим договором сроки перевозка считается незастрахованной.

Обязательным условием принятия партии груза на страхование является полная и своевременная оплата страхователем страховой премии по данной партии груза в соответствии с условиями настоящего договора. Принятие груза на страхование подтверждается выдачей страхователю страхового полиса установленной формы.

Генеральный договор — это отдельный вид договора

Первый подход, который нам хотелось бы озвучить в рамках данной статьи, базируется на утверждении, что особенностью генерального договора является именно невозможность согласования такого существенного условия имущественного страхования, как «определенное имущество». Поскольку даже при страховании вещей, определяемых родовыми признаками, недостаточно указания на определенный род, необходимо обозначить еще и некоторое количество вещей с той степенью конкретизации, при которой их можно отграничить от остальных.

https://www.youtube.com/watch?v=cosamomglavnom

На основании этого высказывается предположение, что генеральный договор следует характеризовать как договор страхования, не до конца оформленный со стороны страхователя, что превращает его в самостоятельный вид договора, не поименованный в ГК РФ. Отчасти такой подход к квалификации генерального договора страхования грузов просматривается в Решении Арбитражного суда г.

Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. от 06.05.2005 N А56-17907/2004. Судьи разрешали спор о том, возникла ли у страховой компании обязанность по выплате страхового возмещения вследствие наступления страхового случая по договору страхования груза. Генеральный договор был подписан сторонами в апреле.

В нем стандартно предусматривалось, что страхователь по каждой перевозке, подлежащей страхованию, направляет страховщику соответствующее заявление. Страховщик, в свою очередь, составляет на конкретную партию товара страховой сертификат, где уже конкретизированы и объект страхования, и страховая сумма. Утрата груза при его транспортировке произошла 4 мая (вследствие пожара), а страховой сертификат был датирован 5 мая.

Срок оформления от 1 часа

Примечание. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (ст. 433 ГК РФ).

Проанализировав положения генерального договора, судьи отметили, что в нем не определены объект страхования и размер страховой суммы. Данные существенные условия были согласованы сторонами лишь на момент выдачи страхового сертификата (заявка на страхование конкретной партии груза рассматривалась как оферта, а выдача страхового сертификата — как акцепт этой оферты).

Таким образом, в качестве даты заключения договора имущественного страхования утраченной партии груза было названо 5 мая. Это автоматически лишило страховой защиты груз, который был утрачен в процессе перевозки 4 мая, поскольку согласно ст. 957 ГК РФ страхование, обусловленное договором, распространяется на страховые случаи, происшедшие только после вступления договора в силу (если, конечно, в договоре не предусмотрен иной срок начала действия страхования).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Забегая вперед, отметим, что перечисленные доводы имели место при рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанциях, кассационный суд продемонстрировал совершенно иную позицию по данному вопросу. Ее смело можно положить в основу второго подхода к классификации генерального договора страхования грузов.

Оцените статью
Портал о страховании
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.