Автобусная полоса по ПДД

База данных

Понятие «специальная маршрутная полоса»

В любом городе, независимо от его размеров и численности населения, существует необходимость в общественном транспорте. ПДД, действующие в РФ, предусматривают особые условия для этого вида техники, одним из которых является наличие «специальных полос на дорогах».

Выделенная полоса для маршрутных транспортных средств (МТС) на проезжей части предназначена только для передвижения по ней общественного транспорта, к которому относятся автобус и маршрутное такси. Легковые авто не должны выезжать на этот участок дороги.

В огромных городах, где присутствует большое количество машин, нередким фактом является транспортная загруженность. Поэтому установленные правила без особого восторга воспринимаются владельцами частных авто, некоторые иногда их просто игнорируют.

Наказание за езду по выделенной автобусной полосе в Москве, Петербурге и регионах

Перемещаться по отведенному участку допускается маршрутному транспорту. На выделенной полосе для маршрутных транспортных средств справа от дороги также разрешено движение велосипедов.

От других полос на участке дороги выделенная полоса разделена сплошной или прерывистой разметкой. Пересечение сплошной строго запрещается. Маневрирование предусмотрено лишь при наличии прерывистой отметки. При этом автомобилю разрешается ряд следующих маневров:

  • перестроение на другую полосу при совершении поворота;
  • заезд на линию при выезде с примыкающих территорий;
  • заезд на данную часть полосы для маршрутных транспортных средств с целью высадки или посадки людей.

Любое нарушение правил движения тянет за собой определенные последствия. За несоблюдение ПДД по закону предполагаются несколько вариантов наказания. Самым распространенным является штраф. Подобный вид санкций установлен за выезд на полосу для маршрутных транспортных средств и за передвижение по ней.

О том, имеются ли у конкретного водителя штрафы, сегодня можно узнать не выходя из дома. Для этого потребуется зайти на официальный портал ГИБДД или на сайт государственных услуг. В случае несогласия с указанными фактами и суммой оплаты любой гражданин может их оспорить. Однако, если санкции правомерны, оплату необходимо произвести в срок, во избежание неприятностей.

С апреля 2012 года вступили в силу нововведения в правила движения, при которых езда МТС по выделенной полосе для маршрутных транспортных средств не воспрещается. Однако не все правила, которые действуют для маршрутных авто, действительны для легкового такси. Поправки коснулись пункта 18.2 правил и дорожных обозначений 5.11 и 5.14. Следует рассмотреть их подробнее:

  • В статью 18.2 правил, где было оговорено передвижение либо остановка на полосе для маршрутных транспортных средств любых машин, кроме общественного транспорта, внесена поправка, вносящая в список исключений легковые такси.
  • В прежней версии знак 5.11 указывал на полосу, используемую только для маршрутного транспорта, в обновленном документе разрешен проезд и для ТС, выполняющих роль такси.
  • Изменения были внесены и в обозначение знака 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств», касающегося непосредственно правой части дороги. По правой полосе попутного движения, помимо «маршруток».

Движение по автобусной полосе для обычных автомобилистов допускается только в особенных случаях. Если такого исключения нет, а водитель оказывается на описываемом участке дороги, его ожидают взыскания.

Штраф за езду по автобусной полосе назначается в соответствии с главой 12 КоАП «Административные нарушения в области правил дорожного движения». Передвижение по данному участку при условии отсутствия оснований к такому действию рассматривается статьей 12.17 указанного документа. В ней речь идет об определении меры наказания тем участникам ДД, которые не предоставили преимущество маршрутному ТС или авто, на котором включен звуковой или световой спецсигнал.

  • Часть 1.1. Рассматривает нарушение, которое заключается в движении (или остановке) авто по полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств. Мера наказания, которая будет применяться к нарушителю, заключается в выплате штрафа величиной 1500 рублей.

  • Часть 1.2. Рассматривает то же нарушение ПДД, но совершенное в определенных регионах, к которым относятся Москва и СПб. В такой ситуации величина взыскания будет выше, штраф составит 3 тыс. рублей.

Еще по теме  ДТП при повороте налево: виновник аварии, дорожно-транспортное происшествие при повороте влево во двор, дтп на перекрестке

Стоит отметить, что параллельно с описанной мерой наказания при определенной ситуации может использоваться и другая статья КоАП.

Если автомобилист совершил выезд на выделенную полосу, которая определяет движение в обратном направлении, наказание назначается исходя из статьи 12.15 КоАП (если при нарушении не была пересечена сплошная линия). Штраф составит от 1 до 1,5 тыс. рублей.

Взыскание в указанном размере будет иметь место только в том случае, если была необходимость объехать препятствие. Если же ее не было, то наказание определяется частью 4 этой же статьи и заключается в наложении штрафа размером 5 тыс. рублей или лишении права управлять транспортным средством на протяжении от 4 до 6 месяцев. Зафиксировать факт нарушения может и инспектор ГИБДД, и камера.

Другие штрафы, с которыми может столкнуться водитель, выезжая на автобусную полосу:

  • непредставление преимущества в движении общественному транспорту – 500 руб. (ст. 12.17 ч. 1 КоАП РФ);

  • помеха движению транспорта при остановки у края полосы (нарушение правил остановки) – 2000 руб. (ст. 12.19 ч. 4), в Петербурге и Москве – 3000 руб. (ст. 12.19 ч. 6).

Специальная разметка

Согласно п. 18.2 ПДД, полоса для маршрутных транспортных средств, предусмотренная как раз для движения «маршруток», обозначается дорожным знаком и определенной разметкой. Полоса отмечена знаком с большой буквой «А», места для остановки транспорта – зигзагообразным элементом.

Какие же последствия стоит ждать тому, кто пересек (вопреки ПДД) полосу для маршрутных транспортных средств без наличия на то законных причин?

  • Этот вид действий со стороны водителей является правонарушением, за которое следует предупреждение либо штраф (от 500 рублей).
  • Если выезд происходит с нарушением дорожной разметки, или совершается объезд по «встречке», то минимальный размер штрафа будет составлять 1000 рублей.
  • Выезд на полосу для маршрутных транспортных средств со встречной ездой, если нет необходимости объезда, карается штрафом до 5000 руб. либо наказывается лишением прав до полугода. При условии, что этот проступок был совершен впервые, водитель ограничится только материальным наказанием. При повторной фиксации нарушения инспектором однозначно последует лишение прав. В свою очередь, тот же проступок, совершенный во второй раз, но зафиксированный камерой, позволит водителю остаться с правами, но при этом оплатить немалую сумму в качестве штрафа.

Различные виды запрещенных маневров и движений по полосе для МТС четко определены в ПДД и регламентируется статьей 12 КоАП РФ.

  1. Выезд на встречный участок движения через запрещающую разметку, предусматривает лишение прав вождения на период от 4 до 6 месяцев. Если правонарушение повторяется, а водитель был задержан инспектором ДПС, то водительское удостоверение изымается на один год. При видеофиксации нарушения можно рассчитывать на штраф в 5000 рублей.
  2. Выезд авто на левую третью полосу (с трехполосным участком, где она является встречной) при двухстороннем движении, согласно части 4 и 5 статьи 12 КоАП РФ, запрещен. Это нарушение карается изъятием водительских документов на период от 4 до 6 месяцев либо лишением (на год) при неоднократном нарушении. Если водитель не был задержан сотрудником дорожно-транспортной службы, но нарушение было зафиксировано камерой ДПС, придет штраф на сумму 5000 рублей.
  3. За встречный выезд на пути, предназначенные для трамвайного транспорта, или за передвижение по ним следует временное (от 4 до 6 месяцев) лишение прав управления транспортом. За повторный выезд срок лишения установлен в два раза больший (1 год). Фотовидеофиксация камерами ДПС этого правонарушения предусматривает только материальные потери в размере 5000 рублей. Согласно ПДД, езда по трамвайному участку возможна только в попутном направлении. Выезд и передвижение по «встречке» категорически запрещены.
  4. Встречный объезд либо выезд на пути для трамваев с целью объезда препятствия при условии, что имеется возможность сделать этот маневр с правой стороны (даже по обочине), не разрешен. Согласно ПДД, препятствием считается любой неподвижный объект на дороге, который мешает продолжению движения по следуемой линии. По правилам, препятствие можно объезжать исключительно справа. За объезд по встречной предусмотрен штраф от 1000 до 1500 рублей.
  5. Встречный выезд на линию, предназначенную для общественного транспорта, при фиксации камерой наказывается штрафом в 5000 рублей. При задержании сотрудником ДПС – лишением (от 4 до 6 месяцев).
Еще по теме  Новый законопроект о скидках на штрафы

В итоге за выезд на полосу для маршрутных транспортных средств штрафа вряд ли получится избежать.

Передвижение по линии, выделенной для маршрутных авто, наказывается только штрафом, размер которого зависит от субъекта РФ. В среднем он составляет 1500 руб. В столице этот вид штрафа значительно выше.

«Маршрутная» полоса не предусматривает движение по ней обычных легковых авто, но при наличии прерывистой разметочной линии, на которую можно заезжать, разрешено совершать маневр при перестройке авто либо для того, чтобы высадить или посадить в машину пассажиров. При этом водитель не должен становиться помехой для общественного транспорта.

Другой вариант – обгон тихоходного транспорта, к которому относятся мопеды, мотоциклы без коляски, повозки. Этот маневр, даже если он будет происходить там, где установлен знак под номером 3.20, не является правонарушением. Санкции за обгон тихоходных средств не предусмотрены, даже если на обгоняемом объекте нет специального знака «полоса для маршрутных транспортных средств».

Однако в том же случае, если обгоняемым оказалось авто, не входящее в список тихоходной техники, а просто ехавшее с небольшой скоростью, то может последовать наказание – штраф либо временное изъятие водительских документов.

Кто может ездить по автобусной полосе: допустимые исключения из общих положений ПДД

По полосе общественного транспорта, согласно действующей редакции ПДД, имеют право ездить такие ТС:

  • маршрутные транспортные средства, относящиеся к коммерческому типу;

  • такси. Стоит учитывать, что наличия одной только лицензии на такой вид деятельности будет недостаточно. Транспортное средство должно обязательно иметь специальную окраску, утвержденную в том регионе, где машина используется, световой фонарь на крыше, а также быть оборудованным таксометром. При условии, что такси функционирует в пределах Москвы, номера должны быть выполнены в желтом цвете;

  • школьные автобусы;

  • велосипедисты. Следует понимать, что проезд допускается только в случае, если такая автобусная полоса является крайней справа.

Для тех автомобилистов, которые управляют обычными транспортными средствами, допускается выезжать на выделенную полосу только при условии, что такое действие вызвано необходимостью повернуть направо. Данный маневр со стороны водителя не будет считаться нарушением в случае, если обычную полосу и автобусную разделяет прерывистая линия.

А вот так будет штраф.

Также автомобилист имеет право на выезд на автобусную полосу в следующих случаях:

  • при выезде на нее с придомовой территории;

  • при наличии необходимости остановиться у края проезжей части. В такой ситуации нужно следить за тем, чтобы автомобиль не создавал помехи для транспорта, который имеет право передвигаться по автобусной полосе. Также на месте въезда (как и в случае с поворотом) должна присутствовать прерывистая дорожная разметка.

На некоторых участках дорог в выходные дни, определенные часы или дни недели автобусные полосы могут быть использованы для передвижения по ним обычного типа транспорта. В таком случае будет установлен знак дополнительной информации (таблички 8.5.1-8.5.7), оповещающий об этом.

Еще по теме  Накопительное страхование жизни НСЖ - непредвзятый обзор НФС

Автобусная полоса предназначена для передвижения по ней определенных видов транспорта, среди которых значатся маршрутные ТС, автобусы, перевозящие школьников, такси и велосипедисты. Рядовой автомобилист должен понимать и знать исключения, при наличии которых он может выехать на такой участок дороги.

Порядок передвижения по выделенной полосе для такси

Движение по полосе для маршрутных транспортных средств, а также остановка, являются противоправными и штрафуются. В небольших городах штрафы достигают 1000 руб., в столице и Санкт-Петербурге доходят до 3000 рублей.

Необходимо учитывать, что, если разметка предусматривает движение по дороге с полосой для маршрутных транспортных средств при совершении каких-либо маневров, а они совершаются с нарушениями, избежать получения штрафа не получится. Такое нарушение редко обходится предупреждением.

Несанкционированный выезд (как и передвижение в целом), совершенный в попутную сторону, карается исключительно штрафными санкциями. Лишение водителя прав в данных случаях не предусмотрено и неправомерно.

Возможные нарушения при обгоне

Понятие «обгон», согласно ПДД, предполагает в большинстве случаев выезд на встречную линию движения.

При обгоне на перекрестке (нерегулируемом/ регулируемом) во время езды по второстепенной полосе предусматривается штраф в размере 5000 рублей. В случае, если водитель был остановлен инспектором, – лишение прав (от 4 до 6 месяцев либо на год при повторе нарушения). Правило не распространяется, если легковое авто передвигается по главной полосе.

Преимущества и ограничения для маршрутного транспорта

Может показаться, что для этого вида авто предусмотрено большое количество преимуществ перед остальными легковыми машинами, однако это не совсем так. Конечно, передвижение такого транспорта разрешено по выделенной полосе (как попутно, так и встречно). Вместе с тем чтобы эти преимущества не стали поводом для выписки штрафа, необходимо наличие определенных условий: соблюдение соответствующих знаков и необходимой разметки.

Движение по выделенной полосе для маршрутного транспорта

Любое несанкционированное действие приведет к нарушению:

  • Если участок дороги для движения маршрутного вида авто обозначен дорожным символом 3.1, то такси не имеет права передвигаться по нему. Несоблюдение этой установки влечет за собой штраф.
  • «Маршрутка» не имеет никаких привилегий при начале движения от остановки.
  • Выезд и обгон по полосе для МТС является нарушением.
  • Когда линия для общественного транспорта отделена от другого потока машин сплошной, не разрешается выезжать из этого участка дороги.
  • Также не разрешается заезд через сплошную для «маршруток» из общего потока.

Требования, предъявляемые к общественному транспорту, используемому в качестве маршрутного такси

Чтобы автомобиль мог по закону считаться средством, подразумеваемым под такси, ему необходимо соответствовать ряду обязательных правил:

  1. Цвет машины должен быть преимущественно желтым.
  2. Наличие на кузове авто цветографического изображения.
  3. Наличие специального опознавательного атрибута на крыше.
  4. Наличие оборудованной системы ГЛОНАСС.
  5. Наличие регистрационного знака желтого цвета, который предназначен только для такси.

Помимо перечисленных условий, для того чтобы правомерно передвигаться по специально выделенной полосе, маршрутные такси обязаны держать включенным таксометр. Этот прибор необходимо иметь любому легковому такси, которое официально занимается частным извозом. Оборудование предназначено для автоматического фиксирования стоимости поездки. Подобная мера предусмотрена как ограничение для водителей такси, которые могут использовать присущие им преимущества в личных целях.

Что в итоге?

Не каждое авто, перевозящее пассажиров за вознаграждение, приравнивается к такси и имеет право пользоваться некоторыми привилегиями, которые есть у маршрутных ТС.

Помимо этого, любой перевозчик должен помнить, что за нарушение ПДД следует превентивная мера, которая может быть назначена не только в виде штрафа, но и в виде лишения водительского удостоверения.

Соблюдать правила движения на дорогах обязательно нужно всем – водителям и обычных авто, и МТС. Человеческая жизнь дороже сэкономленного времени и денег.

Источник

Оцените статью
Портал о страховании
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.